Владимир Лукич Боровиковский

 Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)

Владимир Лукич Боровиковский — русский художник, мастер портрета, академик Императорской Санкт-Петербургской академии художеств. Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

Владимир Лукич Боровиковский родился 4 августа в 1757 году в Российской империи в семье днепровского казака украинского происхождения Луки Ивановича Боровика. Умер 18 апреля в 1825 году в Санкт-Петербурге, был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века, в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

После переезда в Санкт-Петербург он первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.

Получил звание «назначенного в академики» в 1794. В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств.

Творчество

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие.

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Перейти к навигацииПерейти к поиску

«Портрет М. И. Лопухиной» — один из самых популярных женских портретов Владимира Лукича Боровиковского.

На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина урождённая Толстая, старшая из пяти дочерей графа Ивана Андреевича Толстого. С 1797 года она была женой егермейстера и действительного камергера Степана Авраамовича Лопухина. В связи с их свадьбой Павел I дарует Лопухину звание егермейстера. В качестве свадебного подарка Лопухин приобретает село Богородское во 2-м стане Богородского уезда Московской губернии. До 1801 года молодые живут в Петербурге. После гибели Павла I Лопухин выходит в отставку и переезжает в имение Богородское. «Скончалась от чахотки», — писал Я. И. Булгаков 11 мая 1803 года из Москвы к сыну.

Описание картины

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма.

Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.

        Портрет княжон А. Г. и В. Г. Гагариных

На портрете изображены дочери действительного тайного советника князя Гагарина. Одна из изображенных – Анна Гавриловна, выйдя замуж за майора Головина, основала в его подмосковном имении Деденево (Новоспасское) женское общежитие, на основе которого в 1861 году возник Спасо-Влахернский женский монастырь. О второй героине портрета - Варваре Гавриловне, умершей в молодом возрасте, почти ничего не известно.

Девушки, изображенные на фоне зелени парка, заняты музыкой. Одна из них поет, держа в руке ноты, другая аккомпанирует ей на гитаре. Художественный, выразительный язык этого портрета стал более ясным и определенным, чем в ранних произведениях Боровиковского. Яркий, локальный, насыщенный колорит, сменивший холодноватые серебристые тона его первых работ, не потерял своей красоты и изысканности. Контуры предметов приобрели графическую ясность и четкость. Изящной линией очерчен красновато-коричневый корпус гитары. Этот цвет гармонично сочетается с розовым шарфом и серым платьем одной из девушек.
Галерея В.Л. Боровиковского:
"Портрет Е.А. Нарышкиной"
"Портрет Е.Н. Арсеньевой"
Портрет А. Г. и А. А. Лобановых-Ростовских

Больше интересной информации о художнике вы можете найти здесь:
Классицизм