Классицизм

Классицизм  художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX веков

Классицизм является мировоззрением, идеологией, отражающей естественное стремление человека к красоте, целостности, простоте и ясности содержания и формы. Чаще эти идеалы находили в искусстве античной классики, поэтому в обыденном сознании эстетика классицизма связана с обращением к античному наследию. Художественные стили классицизма значительно различаются в зависимости от обстоятельств, места и времени их возникновения. 


ПериодЕвропаРоссия
XVII векклассицизм
конец XVIII —

середина XIX века

неоклассицизмрусский классицизм
конец XIX —

начало XX века

русский неоклассицизм

(ретроспективизм)

Периодизация:
В историческим смысле под классицизмом понимают несколько волн классицистического стиля в европейском искусстве, которые пришлись на:
  • XVII столетие;
  • XVIII — начало XIX века (неоклассицизм);
  • Конец XIX — начало XX века.

В западноевропейской искусствознании долгое время  XVII столетие обозначали "веком барокко". Исходя из этого, многие зарубежные учёные объявляли искусство всех национальных школ XVII века вариантами одного стиля — стиля барокко. В сравнении с предшествующими временами XVII век имел качественные отличия: главное из них заключалось в том, что не существовало единого стиля данной эпохи. В данный период сложились не одна, а две стилевые системы — барокко и классицизм, но они не охватывали целиком всё искусство XVII столетия. Барокко и классицизм возникли и формировались параллельно, однако барокко было более распространено, занимая господствующие позиции в искусстве Италии, Испании, Германии и во многих странах Центральной Европы; классицизм главенствовал только в искусстве Франции.

Классицизм XVIII века (неоклассицизм), противопоставлявший себя эстетике придворного рококо, сложился в период эпохи Просвещения. Доктрина неоклассицизма была сформулирована немецким теоретиком и историком искусства Винкельманом, обратившимся к античности как к классическому образцу культуры, свободной от пышности фразеологии. Винкельман считал, что искусство Древней Греции воспитывало благородные, достойные качества в свободных гражданах. При известной политической робости, теория Винкельмана достаточно полно отражала прогрессивные тенденции своего времени.

Неоклассицизм, при безусловной общности ряда стилистических признаков, не представлял собой простое развитие классицизма XVII века, а выступал принципиально новым историко-художественным явлением. Главные различия между стилями лежали в плоскости круга художественных идей и социальной функции классицизма в XVII и XVIII веках. Общими чертами классицизма и неоклассицизма выступали — обращение к античности как к художественному канону, возвышенная отвлечённость, пафос разума, порядка и гармонии. 

В неоклассицизме антифеодальная линия была ярко выражена. Античность в XVIII столетии объявлялась нормой и идеалом ещё и потому, что в ней, по мнению идеологов неоклассицизма, нашли отражение наиболее совершенное воплощение исконные добродетели, свойственные человеку, живущему в разумном, свободном обществе городов-республик античности. В зависимости от меры прогрессивности того или иного представителя неоклассицизма, либо подчеркивалось эстетическое и нравственное превосходство нового направления по сравнению с фривольностью позднего рококо или излишней пышностью позднего барокко, либо акцентировался гражданский пафос классицизма. В России классицизм утверждался как идеал благородной разумности и гражданского патриотизма, не вступая в открытое противоречие с государственным устройством. 

Неоклассические тенденции в искусстве конца XIX — начала XX века не нашли целостного выражения в европейском искусстве эпохи модерна, и представляли собой скорее совокупность тенденций, не образовавших единого стиля. Тем не менее, классическая тенденция прослеживалась в творчестве многих европейских художников этого времени: Пьера Пюви де Шаванна, Поля Сезанна, Эмиля Бурделя, Аристида Майоля.


Живопись:

Интерес к искусству античной Греции и Рима сохранялся в Средневековье, но с наибольшей силой проявился в эпоху Возрождения, когда художники, обращаясь к формам, мотивам и сюжетам античности, пытались найти в них актуальное содержание и новые идеи. Архитектор и теоретик искусства Леон Батиста Альберти, ещё в середине XV века сформулировал основные принципы искусства классицизма, в полной мере проявившиеся в начале следующего столетия, в период так называемого римского классицизма начала XVI века в творчестве Донато Браманте и Рафаэля Санти, в частности в композиции фрески «Афинская школа» (1511) и в других росписях Станц Рафаэля в Ватикане.

Обобщение и сохранение достижений художников Высокого Возрождения во главе с Рафаэлем, его последователями и учениками составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи и прежде всего — Лодовико Карраччи, учредивший в 1585 году художественную Академию дельи Инкамминати, целью которой было закрепление и утверждение достижений предыдущей эпохи, причём в эклектической форме. Так канонизация классицизма привела к академизму в искусстве.

В России середины и второй половины XVIII века идеи классицистического искусства с наибольшей полнотой распространялись впервые. Поэтому искусство того же периода называют просто классицизмом, русским классицизмом или, по характеру правления императрицы Екатерины II, екатерининским классицизмом.

В России, в отличие от искусства стран Западной Европы, где возникало противостояние классицизма и академизма с одной стороны и романтизма с другой, происходило оригинальное слияние академических форм искусства и романтических идей. Например Карл Брюллов наполнял классицистические по идее и академические по форме произведения духом романтизма; это сочетание породило различные определения: «романтический классицизм», «романтический академизм» или обобщающее: русское академическое искусство. Проводниками академического классицизма были многочисленные академии художеств. В середине XIX века против канонов и консерватизма академического искусства бунтовало тяготеющее к реализму и натурализму обыденных сюжетов молодое поколение, представленное передвижниками.

Живопись эпохи классицизма, в отличие от архитектуры и скульптуры, не была настолько строго подвержена влиянию главного стиля эпохи. Параллельные классицизму стилевые тенденции порой, наоборот, выходили на первый план. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо — сентиментализмромантизм». Тем не менее даже на самом радикальном проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. А сильнее всего из всех жанров живописи он отразился в исторической.

Крайне высокая роль отводится изучению рисунка. Под его «превосходство» подводится теоретический базис — он возник раньше, чем живопись, служит ей фундаментом, способен изобразить вещь без красок, и т. п. Образцы «рисовальной науки» тщательно сберегали.

После Классицизма последовал жанр Академизм. Возник он как следствие классического искусства. Это все тот же классицизм, но уже более проработанный и систематизированный. Ключевыми моментами, которые в полной мере характеризуют это течение, были идеализирование натуры, а также высокое мастерство в техническом исполнении.

Самые известные представители Русского Классицизма: