Андрей Иванович Иванов (1775-1848)
Андрей Иванович Иванов — русский художник, представитель классицизма, отец знаменитого живописца Александра Иванова.
Сведения о его происхождении не сохранились, первые свои годы будущий великий художник провёл в Воспитательном доме в Москве. В 1782 опекунский совет в числе прочих двадцати восьми питомцев направил его в петербургскую Академию художеств.
Учителем Андрея Ивановича в историческом классе был Григорий Иванович Угрюмов, выдающийся мастер, один из основоположников русской исторической живописи. Его влияние можно проследить на творчестве и педагогической практике Андрея Иванова. Известное воздействие на воспитание молодого художника мог также оказать Габриэль-Франсуа Дуайен, приехавший в Россию в 1791 г. и до 1801 г. несколько лет с перерывом руководившим историческим классом в петербургской Академии Художеств. Был оставлен пенсионером при Академии для «вящего в художествах познания» и почти одновременно начал там же преподавать. 1 сентября 1798 года пенсионер Андрей Иванов был зачислен в академический штат.
Продвижение на служебном поприще шло успешно. С 29 сентября 1802 г. он, вместе с Егоровым, «правит должность» адъюнкт-профессора в натурном классе, а 1 мая следующего года вступает в эту должность со штатным окладом. 1 сентября 1803 он получает звание академика за картину «Адам и Ева с детьми под деревом после изгнания из рая». Ревностно продолжая педагогическую деятельность, в свободное от занятий время он выполняет многочисленные оригиналы для копирования. Его учебные рисунки с произведений старых итальянских мастеров XVII века (Доменикино, Караччи, Гвидо Рени), а также Лосенко долго использовались в качестве образцов в академических классах, многие из них были гравированы А. Ухтомским.
Отставка Иванова в то время, когда он только что был отмечен знаком тридцатидвухлетней беспорочной службы, до сих представляется как следствие исключительно одного произвола Николая I, осудившего картину «Смерть генерала Кульнева» (1830). Атмосфера, сложившаяся в то время в академических стенах, убедительно показывает большую сложность происшедшего.
Через несколько лет его ученик Карл Брюллов, вернувшийся в Россию, получил на торжестве в честь своего возвращения лавровой венок, который он тут же возложил на голову стоявшего рядом с ним Иванова, показав этим поступком, что безгранично уважает своего учителя и во многом обязан ему своим успехом. Выйдя в отставку, Иванов продолжил работать, главным образом, по заказам. Оторванный от привычной трудовой обстановки, вместе с тем он сохранил интерес к судьбе учеников и всем академическим событиям.
Творчество:
В живописи придерживался академической системы построения исторической картины. Иванов воплощал в своих произведениях идеи гражданственности и патриотизма («Смерть Пелопида», «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году»). Много работал в жанре религиозной живописи для церквей Петербурга.
Его произведения, отличавшиеся прекрасным академическим рисунком и тонким колоритом, высоко ценились современниками. Иванов был выдающимся представителем старо-академической школы: отличный рисовальщик, прекрасно понимающий композицию, он писал свободно и в то же время добивался особого совершенства в моделировании формы.