Андрей Иванович Иванов

 Андрей Иванович Иванов (1775-1848)

Андрей Иванович Иванов — русский художник, представитель классицизма, отец знаменитого живописца Александра Иванова.

Сведения о его происхождении не сохранились, первые свои годы будущий великий художник провёл в Воспитательном доме в Москве. В 1782 опекунский совет в числе прочих двадцати восьми питомцев направил его в петербургскую Академию художеств.

Учителем Андрея Ивановича в историческом классе был Григорий Иванович Угрюмов, выдающийся мастер, один из основоположников русской исторической живописи. Его влияние можно проследить на творчестве и педагогической практике Андрея Иванова. Известное воздействие на воспитание молодого художника мог также оказать Габриэль-Франсуа Дуайен, приехавший в Россию в 1791 г. и до 1801 г. несколько лет с перерывом руководившим историческим классом в петербургской Академии Художеств. Был оставлен пенсионером при Академии для «вящего в художествах познания» и почти одновременно начал там же преподавать. 1 сентября 1798 года пенсионер Андрей Иванов был зачислен в академический штат. 

Продвижение на служебном поприще шло успешно. С 29 сентября 1802 г. он, вместе с Егоровым, «правит должность» адъюнкт-профессора в натурном классе, а 1 мая следующего года вступает в эту должность со штатным окладом. 1 сентября 1803 он получает звание академика за картину «Адам и Ева с детьми под деревом после изгнания из рая». Ревностно продолжая педагогическую деятельность, в свободное от занятий время он выполняет многочисленные оригиналы для копирования. Его учебные рисунки с произведений старых итальянских мастеров XVII века (Доменикино, Караччи, Гвидо Рени), а также Лосенко долго использовались в качестве образцов в академических классах, многие из них были гравированы А. Ухтомским. 

Отставка Иванова в то время, когда он только что был отмечен знаком тридцатидвухлетней беспорочной службы, до сих представляется как следствие исключительно одного произвола Николая I, осудившего картину «Смерть генерала Кульнева» (1830). Атмосфера, сложившаяся в то время в академических стенах, убедительно показывает большую сложность происшедшего.

Через несколько лет его ученик Карл Брюллов, вернувшийся в Россию, получил на торжестве в честь своего возвращения лавровой венок, который он тут же возложил на голову стоявшего рядом с ним Иванова, показав этим поступком, что безгранично уважает своего учителя и во многом обязан ему своим успехом. Выйдя в отставку, Иванов продолжил работать, главным образом, по заказам. Оторванный от привычной трудовой обстановки, вместе с тем он сохранил интерес к судьбе учеников и всем академическим событиям.

Творчество:

В живописи придерживался академической системы построения исторической картины. Иванов воплощал в своих произведениях идеи гражданственности и патриотизма («Смерть Пелопида», «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году»). Много работал в жанре религиозной живописи для церквей Петербурга.

Его произведения, отличавшиеся прекрасным академическим рисунком и тонким колоритом, высоко ценились современниками. Иванов был выдающимся представителем старо-академической школы: отличный рисовальщик, прекрасно понимающий композицию, он писал свободно и в то же время добивался особого совершенства в моделировании формы. 

Сюжет из «Повести временных лет» стал темой одного из произведений Андрея Ивановича Иванова, живописца и автора исторических картин. Это картина «Подвиг молодого киевлянина». 
Обратим внимание на дату создания картины — 1810 год. В это время Россия испытывала реальную угрозу нашествия войск Наполеона, что и произошло спустя два года, в 1812 году. Все стороны русской жизни, в том числе и искусство, были пронизаны этим предчувствием и стремлением к национальному сплочению.
Обратимся к сюжету. В 968 году кочевники-печенеги осадили Киев. Зная язык печенегов, юный киевлянин прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня. Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу. Главного героя картины — юного киевлянина — художник изображает прекрасно сложенным юношей, его образ чист и светел в противовес мрачному облику раненого печенега, который упал с коня, пораженный пущенной в отрока стрелой. Такими условными приемами передается ясно читаемая оппозиция добра и зла. С помощью идеализации и условности Андрей Иванов создает возвышенный образ безвестного героя, который своим подвигом спас киевлян. Следуя академическим законам Андрей Иванов выбирает сюжет из отечественной истории, однако этот давний героический поступок позволяет художнику напомнить своим современникам о былых победах и вдохновить их на новые подвиги.
Галерея А.И. Иванова:
Больше информации о художнике можно узнать здесь: