Романтизм

Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Общая Характеристика:
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке
Романтики открыли необычайную сложность, глубину и антиномичность духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них — малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному — сущностные черты романтического мировосприятия.
Основные черты и идеи русского романтизма:
Русский романтизм имел как ряд сходств, так и ряд различий с западноевропейским. Так, в нём большое внимание уделялось личности человека, её конфликту с внешним миром и внутренним противоречиям. Романтический герой — бунтарь, отрицающий актуальную действительность, вступающий в конфликт с обществом и самим собой, порой обладающий незаурядными душевными качествами. Ещё одной общей с европейским романтизмом чертой стал приём, заключающийся в описании пейзажа, окружающего героя, для более глубокой передачи его чувств
Русский романтизм, в отличие от западноевропейского, продемонстрировал гораздо меньший отход от идей просвещения. Многие романтики по-прежнему выступали идеологами отмены крепостного права, сторонниками просветительской деятельности. В русском романтизме внимание к духу народа сочеталось с желанием освободить его от гнёта, так как только так он мог сыграть уготованную ему великую роль в истории. Вместе с тем наметилось резкое непринятие сухого рационализма, поворот в сторону сентиментализма, человеческих чувств, которые должны были спасти народ от упадка. Отдавая дань классицизму и Просвещению, романтики продолжали большое внимание уделять эпохе Античности. Однако теперь их вдохновлял не культ разума, характерный для той эпохи, а свобода чувственного самовыражения человека.
Философия оказывала мощное воздействие на развитие русского романтизма. Так, русские романтики активно восприняли философию Шеллинга, что предопределило во многом нравственный характер их творчества, преследование не только эстетического, но и этического идеала в творчестве. Это проявлялось не только в литературе, но и в живописи. Например, на картине Брюллова «Последний день Помпеи» люди, пытающиеся спасти своих близких противопоставлены тем, кто стремится унести с собой как можно больше драгоценностей в столь роковой момент. Кроме того, они стремились через анализ внутреннего мира поэта или писателя, через самоанализ, выйти на глобальные и вечные философские проблемы.
Русский Романтизм в Живописи:
В живописное искусство романтизм в России проникал медленнее, чем в литературу. Вплоть до середины XIX века оставались востребованными классицистические традиции. В начале XIX века русская живопись отличалась формализмом, художники зачастую писали портреты и прочие работы под заказ, что сковывало их возможности самовыражения, не позволяло передать всей глубины изображавшихся ими личностей, т.к. они должны были представить их облик максимально идеализированным.
Важным толчком к развитию русского романтизма в том числе и в живописи стала Отечественная война. Именно в процессе защиты родины люди осознали свою значимость, в связи с чем деятелей искусства начал всё больше интересовать внутренний мир человека. Такие художники как Кипренский и др. старались изобразить людей на своих портретах в исключительных обстоятельствах, в моменты их личностного апогея, торжественности. С другой стороны, портретисты постепенно отходили от стремления идеализированно и при этом точно передать внешность человека. Их первоочерёдной задачей становилась передача внутреннего мира личности. Романтические портреты отличаются символизмом фона, на котором изображались люди, их одежда подчёркивала их индивидуальность, а с помощью детального прописывания выражения лица художникам удавалось повторить уникальное душевное состояние изображаемого.
Одной из ярких фигур русской романтической живописи стал Карл Брюллов. Он не только решился изменить традициям классицизма в написании картин, но изменил и саму их тематику. Необычной для его времени стала картина «Итальянский полдень», на которой изображена собирающая виноград простолюдинка, что обусловило холодное принятие картины культурной элитой того времени. Ярким примером отхода от классицизма к романтизму стала и картина художника «Последний день Помпеи». Данное полотно представляет собой характерное для русской живописи этого периода сочетание классицизма и романтизма. На ней изображено единое действо, художник постарался передать общую панику народа Помпеи.
Самые известные Представители Русского Романтизма: