Алексей Гаврилович Венецианов

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)

Алексей Гаврилович Венецианов - русский живописец, рисовальщик и педагог. Крупнейший жанрист и портретист русского романтизма первой половины XIX века, прославившийся изображениями крестьянской жизни; наставник многочисленной группы учеников, известной под его именем — венециановской школы

Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич 2-й гил. купец, мать Анна Лукинична. Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавала кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте. Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты.

Во время Отечественной войны 1812 года совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

В 1819 году оставил службу и поселился с семьёй — женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.

Венецианов погиб в результате несчастного случая; высунувшись из кибитки, он на скорости ударился головой о верстовой столб. Похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское в Удомельском районе Тверской области.

Творчество 

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя, Н. М. Карамзина. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещён. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I.

В 1830-е годы Венецианов обратился к повествовательному жанру, посвящённому крестьянскому быту. К их числу относятся работы: «Проводы рекрута» и «Возвращение солдата». Это напоминание о том, что событием, которым мир внешний вторгается в довлеющий себе круговорот трудов и дней земледельческого цикла, этим событием всегда испокон веков являлась война и заботы, связанные с войной.

Кисти Венецианова принадлежали также иконы для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над иконами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

 
«Жнецы» - описание жизни крепостных крестьян.
Сюжет картины очень поэтичен. В короткие минуты отдыха крестьяне, мать и сын, любуются севшими на руку женщины бабочками. Моделями послужили реальные люди - крепостные крестьяне, мать и сын (Анна и Захар Степановы). 
«Жнецы» - работа светлая, наполненная тихой радостью от созерцания красоты природы. Композиционно Венецианов выводит фигуры матери и сына на первый план, они заполняют почти все пространство картины, приковывая внимание зрителей. На заднем фоне изображены колосья пшеницы.

Венецианов изобразил крепостных, как людей с тонкой душевной организацией, способных переживать глубокие эмоции по отношению к природе и к друг другу. Его герои красивы внутренне, а не внешне. Не удивительно, что его работы не встретили среди современников достойного признания. Крепостные тогда находились на положении рабов. Тем не менее, Венецианов один из первых художников выразил в своих работах силу духа, достоинство, внутреннюю красоту простого народа.

«Жнецов» художник преподнес в дар императору Александру I для Эрмитажа. Позднее картина была передана в Государственный Русский музей, где хранится и сейчас.

Пейзажный фон представляет вид на реку Ворожбу из окон дома Венецианова в селе Сафонкове. Картина впервые была выставлена в Обществе поощрения художников. Произведение обладает свойственной национальной школе сердечностью трактовки портрета крестьянского мальчика, далекой от этнографической документальности, очень конкретной и, вместе, поэтически приподнятой. Прием "отрыва" переднего плана от пейзажного фона позволяет почувствовать безграничную широту и глубину ландшафта. Тонкие свето-цветовые переходы создают почти осязаемое ощущение как бы замедленного летним зноем, но непресекаемого и бесконечно многообразного течения жизни. Наполненная тишиной и покоем, картина вводит нас в замкнутый повседневный деревенский мир с его узкими тропинками, по которым ходят односельчане, соседи, и где появление чужого человека представляется событием.
Галерея А.Г. Венецианова: