Павел Андреевич Федотов (1815-1852)
Павел Андреевич Федотов — русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи.
Павел Андреевич Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года в семье Андрея Илларионовича Федотова, служившего в армии во времена Екатерины II. В 11 лет определён отцом в Первый Московский кадетский корпус, где хорошими способностями и примерным поведением обратил на себя внимание начальства. В свободное от учёбы время кадет Федотов любил рисовать. Первыми рисунками будущего художника были карикатуры на товарищей, самого себя, корпусное начальство.
После служения на благо отечеству, наконец, подал прошение об отставке, и 3 января 1844 года был уволен с производством в чин капитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях. Однако любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудностями и настойчиво идти к намеченной цели — стать настоящим художником.
Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью. Весной 1852 года у Федотова проявились признаки острого психического расстройства. Его поведение отличалось странностью.
Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных. Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе, где он и умер.
Творчество:
Выйдя в отставку, в первое время Федотов избрал для себя батальный жанр как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы и которая в николаевскую эпоху сулила почёт и материальное обеспечение. Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до этого пехотой, Федотов стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора Заурвейда.
Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека — все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника была жанровая живопись. В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью.
Федотов показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в восторг. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить писать картины.
После служения на благо отечеству, наконец, подал прошение об отставке, и 3 января 1844 года был уволен с производством в чин капитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях. Однако любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудностями и настойчиво идти к намеченной цели — стать настоящим художником.
Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью. Весной 1852 года у Федотова проявились признаки острого психического расстройства. Его поведение отличалось странностью.
Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных. Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе, где он и умер.
Творчество:
Выйдя в отставку, в первое время Федотов избрал для себя батальный жанр как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы и которая в николаевскую эпоху сулила почёт и материальное обеспечение. Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до этого пехотой, Федотов стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора Заурвейда.
Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека — все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника была жанровая живопись. В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью.
Федотов показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в восторг. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить писать картины.
«Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство.
В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую сваху. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Кошка замывает гостей». В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года, за которую художник был удостоен звания академика.
Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Он изображен на втором плане, как фигура, нужная только для объяснения причины переполоха в купеческом доме. Остальные персонажи картины разбиты на группы, каждая из которых развивает свою сюжетно-образную линию в пределах темы картины. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. Повинуясь воле художника, зритель переходит от персонажа к персонажу, все они оказываются связанными между собой жестом или позой. Художник так располагает комнату и действующих лиц, что у зрителя создается невольное ощущение, будто он заглянул в окно и увидел переполох, царящий в купеческом доме. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Федотов переработал повторение своей картины. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке.
Сюжет картины "Завтрак Аристократа" был выбран под впечатлением прочтения юмористического рассказа, в котором описывался быт одного бедного аристократа. На картине изображён молодой человек, вкушающий пищу за столом. Перед ним лежит ломоть хлеба, на столе стоит настольная синяя лампа. Под столом на шикарном ковре - плетеная ваза. Атмосфера в комнате пышная, от неё веет роскошью. Интерьер наполнен разными диковинками. На стене - картины, зеркало и подсвечник. Мягкое, зелёное кресло, на котором сидит хозяин, несёт царское великолепие. На соседнем стуле лежит газета с надписью «Устрицы».
Молодой человек одет в белую рубашку, синий шёлковый халат, широкие красные брюки и жёлтые тапочки. На его голове тюрбан, одежда барская. Во время утреннего завтрака что-то его насторожило и отвлекло от еды. Он не ждал с утра гостей. На лице человека растерянность, он ещё не дожевал свою еду и спрятал кусок пищи за щекой. Аристократ хочет успеть накрыть хлеб книгой. С утра он уже наслаждался чудесной литературой. Фигуры гостя на картине нет, видны только его сюртук и рука в перчатке, отодвигающая занавесь. Видимо его с утра решил навестить сосед, чтобы рассказать о городских новостях. Белый пудель вертится у входа в комнату, радостно встречая его.
Полотно написано в тёмно-серых тонах, с использованием зелёной, красной, малиновой и синей гаммы. Мастер кисти чётко выделял в художественной работе контрасты. Он работал над ней с огромным удовольствием. Труд был просто колоссальный. Федотов мастерски передал в своём творении всю красоту вещей и материального мира.
Галерея П.А. Федотова:
Больше информации о художнике можно узнать здесь:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
- https://www.culture.ru/persons/8250/pavel-fedotov
- https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/pavel-fedotov--biografiya-gody-zhizni-portret