Словарь

абстракционизмстиль живописи и искусстве в целом, отвергающий реалистичное воспроизведение окружающего мира. Его последователи изображают простые и сложные формы, играют с цветом, используют линии, плоскости и другие объекты, комбинируя их так, чтобы создать у зрителя определённые эмоции.

авангардизмдвижение в искусстве, для которого характерны новаторские, экспериментальные идеи и радикальные способы их воплощения

академизм направление в европейском искусстве, сложившееся в художественных академиях XVIXIX века, основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства.

бароккостиль в живописи, архитектуре, прикладном искусстве и важная культурно-историческая эпоха, охватившая XVII — XVIII столетия. Название «барокко», согласно основной версии, происходит от португальского barroco — это слово означает жемчужину необычной, неправильной формы. 

дадаизмстиль в искусстве в рамках авангарда, зародившийся в начале XX века в годы Первой мировой войны на территории Швейцарии — государства, сохранявшего нейтралитет и выглядевшего осколком утерянного мира на полыхающей карте Европы. Это авангардистское направление проникло в изобразительное искусство, литературу, театр и кинематограф.

импрессионизмодно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX века, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

классицизмэто широкое эстетическое направление в искусстве, оказавшее влияние на живопись, архитектуру, скульптуру, литературу и театр XVII-XIX веков. Эстетика классицизма легла в основу одноименного художественного стиля. Значение его для развития европейской культуры столь высоко, что говорят о целой эпохе классицизма. 

конструктивизмэто стиль в живописи, фотографии, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве XX века, возникший в России на платформе дореволюционного авангардизма. Позже, после основания СССР, конструктивизм отражал социалистические утопии того времени. Советский живописец Алексей Ган передавал основную цель этого стиля простой формулой: конструктивизм был призван доносить до зрителя коммунистические ценности посредством искусства.

кубизммодернистское течение в искусстве. Его последователи изображали предметный мир с помощью простых геометрических форм. Главные отличия этого направления ― дробление форм на геометрические элементы, сочетание прямых ломаных линий и нарушение перспективы

кубофутуризмхудожественное течение, возникшее в России в начале XX века и определившееся слиянием художественных элементов итальянского футуризма и французского аналитического кубизма. Кубофутуризм был основной школой живописи и скульптуры русских футуристов.

линиизмВ 1919 году термин изобрел Александр Родченко, обозначив так одно из тече­ний в беспредметном искусстве. «Ввел и объявил линию как элемент конст­рукции и как самостоятельную форму живописи», — писал он в Манифесте раннего конструктивизма.

лучизм - одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом Ларионовым. Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный мир и мир духовный. 

натурализмэто стиль живописи, в котором художник при написании картины придерживается правдивости и естественности. Натурализм возник в обществе, уставшем от переизбытка приукрашенной действительности, и потому развернувшемся в сторону реализма. А последователи натурализма всегда стремились к максимально точному и объективному воспроизведению окружающего мира. 

неоклассицизмэто возрождение многих стилей и духа классической античности, вдохновленное непосредственно классическим периодом, который совпал и отразил развитие философии и других областей Эпохи Просвещения и первоначально был реакцией против излишеств предшествующего стиля рококо. Хотя это движение часто описывается как противоположный аналог романтизма, это большое упрощение, которое, как правило, не является устойчивым, когда рассматриваются конкретные художники или работы.

неопримитивизм - течение в русском искусстве начала XX века, которое черпало вдохновение не в европейской традиции и примитивизме Гогена, а в народном искусстве русской провинции.

постимпрессионизмхудожественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской живописи; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства начиная со второй половины 1880-х годов до начала XX века.

примитивизм это стиль живописи, в котором художник сознательно использует упрощенные формы, образы и выразительные средства при написании картины. Последователи этого направления пытались противопоставить академическому искусству эмоциональную ясность и лаконичность культуры, не испорченной современной цивилизацией.

пуантилизмэто стилистическое направление, а также особый метод в живописи начала XX века. Он возник в 1880-е годы во Франции.

реализмнаправление в искусстве XIX-XXI веков, для которого характерно максимально достоверное изображение действительности в произведениях. 

рококо это стиль в искусстве XVIII века, воплотивший в себе галантность и беззаботность светской жизни. Рококо зародился во Франции и достиг наивысшего расцвета в эпоху Людовике XV и его блистательной фаворитке мадам Помпадур, поэтому часто считается французским художественным течением.

романтизммасштабное идейно-художественное направление в культуре и искусстве XIX века, пришедшее на смену холодному рационализму неоклассицизма и Просвещения. Романтики возвысили значение фантазии, эмоций, чувств и душевных метаний. 

сезоннизмэто характерное проявление для постимпрессионизма, которое  пыталось выразить сущность окружающего мира, основные составляющие элементы.

сентиментализмэто стиль в живописи, противопоставивший холодному классицизму теплоту естественных человеческих чувств. Само название стиля происходит от французского слова sentiment — «чувство». Сентиментализм в живописи был частью широкого культурного тренда 1720-1780-х годов, охватившего и литературу, и театр, и различные ветви искусства. Сентименталисты провозгласили главенство чувств над разумом, а в своём творчестве воспевали милые радости человеческого бытия и «чувствительные темы», трогающие душу. Художники-сентименталисты внесли большой вклад в развитие портрета и пейзажа.

символизмэто стиль и направление в изобразительном искусстве, в котором художник использует при написании картины скрытые послания, аллегории и даже шифры с глубоким философским или мистическим смыслом. Таинственные знаки в произведениях воплощают связь между реальным и потусторонним мирами. Они заставляют зрителя активно мыслить, отказаться от упрощенного восприятия сюжета и находить истинную суть замысла автора. 

социалистический романтизмстиль в искусстве, для которого характерно хвалебное изображение в произведениях коммунистических ценностей. 

супрематизмэто стиль и направление авангардного искусства первой трети XX века, основанное на философской концепции Казимира Малевича. Художник считал анахронизмом любую предметную живопись, а задачу творца видел в умении запечатлеть на полотне саму сущность искусства, не прибегая к помощи конкретных образов. 

сюрреализм - это авангардное направление в мировом изобразительном искусстве, литературе и кинематографе первой половины ХХ века, влиятельное движение в мировой культуре в период между двумя Мировыми войнами. Стилю свойственно парадоксальное сочетание форм и применение аллюзий. 

фовизмэто один из первых авангардных стилей. Представители фовизма смело экспериментировали с цветом, не боялись необычных и дерзких колористических решений, вливали в палитру фонтанирующую энергию, передавали красками личные эмоции. Художники-фовисты отказались от линейной перспективы и светотени. Они не видели смысла в классическом, академическом рисунке.

формализмэто система взглядов в искусстве, в которой основой для определения художественной ценности произведения служит его форма. Формализм отрицает важность идейного содержания созданного шедевра, а также его зависимость от обстоятельств жизни автора и окружающей обстановки.

футуризмэто авангардное течение в искусстве начала ХХ века, которое отвергало достижения классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху. Футуристы принципиально отказывались от традиционного художественного наследия, предлагали современникам создать новую модель устройства мира, основанную на идеях урбанизации и технического прогресса. В футуризме приветствовалось прославление движения, энергии, скорости, передовых достижений науки и техники того времени.

экспрессионизмэто направление в мировом изобразительном искусстве, литературе, музыке, кинематографе, театре и архитектуре XX века. Его основоположники отказывались видеть свое предназначение в традиционном воспроизведении действительности. Экспрессионизм для них был способом художественного выражения эмоционального состояния автора. Для реализации своих творческих замыслов экспрессионисты использовали новаторские методы: искореженные линии, контрастные цвета, абстрактные формы, преувеличения и упрощения.