Александр Андреевич Иванов (1806-1858)
Александр Андреевич Иванов — русский художник-академист первой половины и середины XIX века. Картины Александра Иванова — это выдающиеся произведения русской живописи, которые хранятся в лучших музеях нашей страны. В творчестве этого мастера преобладают библейские сцены и античные сюжеты, также он писал пейзажи и редкие портреты.
Биография художника характерна для представителей русской интеллигенции того периода: после обучения он отправился в Европу, где задержался на много лет.
Александр Андреевич Иванов родился в семье петербургского академика живописи, это произошло 16 июля 1806 года. Он был старшим сыном профессора и воспитывался как преемник отца, а потому с ранних лет стал получать лучшее по тем временам художественное образование. В одиннадцатилетнем возрасте он поступил в Академию, но не попал в казенные условия, как большинство других учеников. Мальчик по-прежнему жил дома и занимался в мастерской отца. Успехи его были настолько выдающимися, что преподаватели часто сомневались, сам ли он рисует.
Александр Иванов завершил обучение в 1827 году. Дипломная работа «Иосиф, толкующий сны» обеспечила ему большую золотую медаль и оплачиваемую поездку в Европу для знакомства с западными мастерами. Молодой живописец едва не пренебрег этой возможностью: он был влюблен и хотел жениться. Отец и друзья с трудом отговорили его. Впоследствии живописец так и не создал семью, полностью посвятив себя творчеству. В 1830 году художник через Германию отправился в Рим. В Италии он проживет почти три десятилетия. Копируя фресковые росписи великого Микеланджело из Сикстинской капеллы, живописец задумал создать столь же величественное произведение. Так впервые родился замысел его главной картины — «Явление Христа народу».
Портреты на продажу Александр Иванов не писал, а содержание от Академии кончилось, поэтому он жил очень бедно. Понемногу помогали благотворители, а также члены царской семьи. Мастерскую художника посещали и цесаревич Александр, и сам Николай I. Когда стареющий живописец стал терять зрение, императрица Александра Федоровна отправила ему денег на лечение.
На средства от императрицы Иванов съездил в Германию и Францию. Это путешествие помогло ему восстановить силы и вдохновило на создание новых работ. «Явление Христа народу» он решил отвезти в Россию и представить публике в том виде, в каком оно оставалось на тот момент. Перевозка такого огромного холста вызвала сложности, но произведение благополучно прибыло в Санкт-Петербург и было выставлено в Зимнем дворце.
Александр Иванов сильно переживал, как примут главный труд его жизни, и ослаб от волнений. Заразившись холерой, он скоропостижно скончался 3 июля 1858 года. Художник так и не узнал, что Александр II решил купить картину за огромную сумму в 15 000 рублей и наградить автора орденом Святого Владимира.
Творчество:
«Явление Христа народу» — картина Александра Андреевича Иванова, над которой он работал 20 лет. По мнению большинства критиков, произведение стало главным итогом всего творчества художника. Автор выбрал событие, о котором повествует первая глава Евангелия от Иоанна. В источнике описано крещение Спасителя и момент, когда на Иисуса впервые сходит Дух Божий в виде голубя, и раздаётся глас Небесного Отца.
Но Иванов взял период немного раньше. У него Христос только подходит к реке Иордан, и главный сюжетный акцент — на поведении людей, увидевших Спасителя. Большую часть изображения занимает группа крещающихся у реки. Они сосредоточены вокруг Иоанна Крестителя с деревянным крестом в руках. Тот указывает на одинокую фигуру вдалеке. Кто-то смотрит, кто-то с сомнением отводит взгляд. На переднем плане — люди, уже успевшие покреститься. Справа — группа иудеев, только подходящих к Иордану. На земле разбросаны одежды. Вдали, в низине, виднеются постройки Иерусалима.
Горизонт закрывают горы, над которыми отчётливо заметен желтоватый туман, жаркий воздух наполнен пылью. Среди людей дети и взрослые, рабы и богатые граждане, будущие апостолы, фарисеи и солдаты. Автор не стесняется сочных оттенков: тёмно-зелёная листва оливы, разноцветные блики на воде, синее небо, палевый песок. Контраст придаёт картине выразительность. Глядя на огромное полотно, каждый зритель ощущает себя причастным, стремится прочувствовать ключевой в истории христианства момент, после которого вместо Ветхого пришёл Новый завет.
Галерея художника: