Фёдор Антонович Бруни

Фёдор Антонович Бруни (1799—1875)

Фёдор Антонович Бруни — русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля, академик и профессор Императорской Академии художествФёдор Бруни родился 10 июня 1799 году в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бароффио Бруни. Отец, находясь в чине обер-офицера австрийских войск, принимал участие в Швейцарском походе русских войск во главе с А. В. Суворовым, получил ранение в ногу при штурме Чёртова моста в 1799 году, приведшее к его отставке из армии.

Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 году была выставлена в римском Капитолии и доставила автору немалую известность. В Санкт-Петербурге картина появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.

С 1836 г. Бруни — профессор 2-й степени в Академии художеств. Среди его учеников М. П. Боткин и Арсений Иванович Мещерский.

В 1838 он нашёл возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий», которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова — «Последний день Помпеи».

Творчество.

Бруни был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему способствовала постоянная поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц.  Главная его сила была в композиции и правильности рисунка. В его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством. 

Вообще, художественная деятельность Бруни занимает почётное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя ещё при жизни Бруни начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. 

"Медный змий"

В качестве сюжета для картины Бруни использовал историю, описанную в Ветхом Завете — о том, как после многих лет странствий по каменистой пустыне, иудейский народ, ведомый из Египта пророком Моисеем, стал терять веру и роптать, в результате чего последовало Божье наказание — дождь из ядовитых змей, для спасения от смертельных укусов которых был выставлен медный змий.

Бруни работал над этим полотном около пятнадцати лет: он сообщил Обществу поощрения художников о начале работы над большой картиной в феврале 1827 года, а закончил её в 1841 году.  Сначала полотно с успехом экспонировалось в Риме, летом 1841 года оно было отправлено в Россию, было выставлено в Зимнем дворце, а через некоторое время перенесено в Академию художеств. С самого начала «Медного змия» часто сравнивали с крупноформатной картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи», появившейся на семь лет раньше — впоследствии обе картины были вывешены рядом друг с другом и в Эрмитаже, и в Русском музее; их называли «колоссами русской живописи».

"Богоматерь с младенцем в розах"

Образ богородицы был источником вдохновения для многих художников. Неоднократно обращался к этой теме и Ф. А. Бруни. В 1843 году он пишет картину «Богоматерь с младенцем в розах», ставшую широко известной благодаря его таланту и совершенной технике.
Около каменной ограды лицом к зрителю спокойно стоит молодая Мария. Лучи света освещают нежное и немного отрешенное лицо Богородицы. Она знает об участи, уготованной ее сыну, и готова к этой жертве во имя спасения людей. В ее грустных глазах светятся любовь и смирение. Двумя руками держит она цветок прекрасной белоснежной лилии на длинном стебле - символ чистоты и непорочности. Белое покрывало, вышитое серебряной нитью, покрывает голову Богородицы, пряча золотисто-рыжие волосы. Переливаясь жемчужными оттенками, оно мягкими волнами падает на спину. Одеяние Мадонны традиционно – хитон яркого красного цвета и накидка глубокого синего тона, украшенная золотой вышивкой. Все цвета на картине имеют свое значение: белый означает чистоту, красный – жизнь, синий – символ божественного, небесного. Покрывало объединяет мать и ребенка, один его край перекинут через плечо молодой матери, а другой лежит под ножками стоящего малыша, оберегая их от холода камня. Маленький Иисус, одетый в белую распахнутую рубашку, спиной прижался к Марии, облокотившись на ее руку. Золотистые волосы мягкими волнами обрамляют задумчивое лицо. Серьезный взгляд устремлен в будущее, по-детски пухлые губы печально сомкнуты. Рука, прижатая к щеке, говорит нам о скорби.

Перед ними цветут великолепные алые розы, символ любви, божественный аромат разливается в воздухе. Изображение на полотне ограничено стенами арки, но синее небо с серыми облаками, виднеющееся через раздвинутые тяжелые занавеси на заднем фоне, придает ему глубину и пространство.

Мастерство художника позволило ему сделать незаметным переходы цвета от одного оттенка к другому. Благодаря этому мы ощущаем реальность скользящего шелка головного покрывала и тяжесть складок накидки, хрупкость лепестков роз и глянцевую поверхность листьев. Живыми кажутся и Мария с Иисусом.
Гармонично сочетаются насыщенные и чистые цвета с пастельными, теплыми оттенками, создавая лиричное, полное светлой печали настроение. Картина дарит умиротворение, готовность к преодолению любых испытаний.
Галерея Ф.А. Бруни:
Больше информации о художнике можно узнать здесь: