Илья Иванович Машков (1881-1944)
Илья Иванович Машков — русский и советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» и Общества московских художников, входил в состав объединений «Мир искусства» и общества «Московские живописцы», в период 1924—1928 член Ассоциации художников Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Илья Машков родился в станице Михайловской-на-Дону Хоперского округа Области Войска Донского. Художник пишет : «Мои родители по отцу и матери пришли на Дон.. из Проненского уезда, Рязанской губернии.. были государственными крестьянами». Родители занимались мелочной торговлей. Илья Машков был старшим из девятерых детей в семье.
В 1892—1899 гг. — отдан родителями «в люди», вначале в станицу Филоновскую, в бакалейную торговлю, затем в г. Борисоглебск к купцу М. Е. Юрьеву. Рисовал вывески. Начал учиться рисованию у учителя Борисоглебской гимназии Н. А. Евсеьева.
В 1900—1905 и 1907—1910 годах учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых художников Л. О. Пастернака, Валентина Серова, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, С. Д. Милорадовича. Во время учёбы отличался эксцентричным характером. Более всего любил работу с цветом, гиперболу, преувеличение, гигантизм. В 1904 г. оставил учение, на три года: в 1907 г. вновь его возобновил.
В 1906 г. выстроил для себя мастерскую в здании Политехнического общества, где работал до конца жизни. В 1908 г. , с марта по август, путешествовал по Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании и Италии. По возвращении из поездки продолжил учение в мастерской К. А. Коровина. Пишет портреты и натюрморты.
С весны 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Период творчества этих лет многие исследователи называют «абрамцевским».
В 1917—1919 гг. после Февральской революции Машков занимался организацией профсоюза художников. После Октябрьской революции он преподавал рисование, читал курс лекций в военной школе.
В сентябре 1918 года художника избрали членом коллегии ИЗО Наркомпроса, призванной организовать отдел изобразительных искусств при Наркомпросе. Состоял в коллегии до июня 1919 г.
Работал над живописными панно для украшения Москвы в дни революционных празднеств. Среди его учеников Вера Рохлина, Павел Петрович Соколов-Скаля, М. Б. Вериго. А. И. Деньшин.
В 1921 г. избран председателем московского отделения общества «Мир искусства». Избран членом Советской Российской Академии художественных наук.
В 1923 г. принял участие в «Выставке картин», организованной художниками, прежде входившими в общество «Бубновый валет». Провёл лето на даче в Островках под Петроградом. Осенью посетил Крым, работал на пленэре. Среди многочисленных крымских картин художника — «Пляж в Симеизе», «Санаторий „Красные зори“», «Солнечные ванны в Крыму», «Судак. Вид на море и мыс Ай—Тодор», серия работ «Женский пляж».
В 1924 году работы Машкова экспонировались на Выставке русского искусства в Америке и в Венеции, на 14 Международной выставке искусств. Пишет натюрморты: «Снедь московская. Мясо. Дичь» и «Снедь московская. Хлебы». Пишет ряд пейзажей на пленэре в Луге.
В 1925 г. вступил в АХРР. Стал руководителем Центральной студии АХРР. Оставался в АХРР до её роспуска в 1932 г. Пишет революционные картины счастливого советского отдыха, портреты передовиков производства, среди них знаменитой Паши Ангелиной, портреты красных партизан, колхозные пейзажи и натюрморты, демонстрирующие изобилие жизни.
Приказом Совнаркома, в 1929 году, к пятидесятилетию художника, И. И. Машкову назначена пожизненная персональная пенсия в размере 225 р. в месяц. Прекращает педагогическую деятельность.
В 1930—1934 гг. живёт в станице Михайловской, с намерением превратить её в образцово показательный социалистический городок, где «искусство было бы соединено с наукой, парк культуры со стадионом, дом отдыха с ботаническим садом, опытные поля с парашютной вышкой». Известно, что художник настоял на том, что в станице, в здании церкви, вместо иконостаса повесили портреты Ленина и Сталина, а над куполом вместо креста водрузили красный флаг; Машков написал эту церковь на одном из станичных видов. Пишет картины, отображающие лучащийся оптимизмом колхозный быт — «Колхозница с тыквами», широко воспроизводившуюся на обложках журналов и в прессе; «Девушка с табачной плантации», «Станица Михайловская», «Площадь Михайловской». В 1933 г. пишет картину «Пионерка с горном».
В 1934 г. возвращается в Москву. Пишет «программную» работу — «Привет XVII съезду ВКП (б)», c изображениями К. Маркса, В. Ленина и И. Сталина в цветочной аранжировке.
В 1936 г. пишет картину «Советские хлебы», — хлебобулочные изделия, написанные на ней, пеклись особо по заказу художника. В 1936—1937 гг. декорирует серией панно банкетный зал гостиницы «Москва».
В 1930-е годы работы Машкова экспонировались на многочисленных выставках в Лондоне, Париже, Вене и других городах. В 1937 г. картина Машкова «Портрет красного партизана А. Е. Торшина», устанавливавшего в 1918 году советскую власть в Хоперском округе, куда входила станица Михайловская, и выставленная на Международной выставке в Париже, была награждена золотой медалью.
В годы Великой Отечественной войны Машков писал портреты солдат, работников Первого Московского коммунистического госпиталя в Лефортово, эвакуационно-сортировочного госпиталя № 290.
Творчество:
В 1932–1935 годах Машков написал серию темных работ, насыщенных светотеневыми и цветовыми контрастами. Среди них было и несколько портретов, в том числе представленная в экспозиции Волгоградского музея картина «Пионерка с горном». Она является парной работой к портрету «Пионерка с домрой» из собрания Таганрогского художественного музея.
Галерея И.И. Машкова:
"Крым. Ливадия"