Илья Иванович Машков

Илья Иванович Машков (1881-1944)

Илья Иванович Машков — русский и советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» и Общества московских художников, входил в состав объединений «Мир искусства» и общества «Московские живописцы», в период 1924—1928 член Ассоциации художников Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Илья Машков родился в станице Михайловской-на-Дону Хоперского округа Области Войска Донского. Художник пишет : «Мои родители по отцу и матери пришли на Дон.. из Проненского уезда, Рязанской губернии.. были государственными крестьянами». Родители занимались мелочной торговлей. Илья Машков был старшим из девятерых детей в семье.

В 1892—1899 гг. — отдан родителями «в люди», вначале в станицу Филоновскую, в бакалейную торговлю, затем в г. Борисоглебск к купцу М. Е. Юрьеву. Рисовал вывески. Начал учиться рисованию у учителя Борисоглебской гимназии Н. А. Евсеьева.

В 1900—1905 и 1907—1910 годах учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых художников Л. О. Пастернака, Валентина Серова, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, С. Д. Милорадовича. Во время учёбы отличался эксцентричным характером. Более всего любил работу с цветом, гиперболу, преувеличение, гигантизм. В 1904 г. оставил учение, на три года: в 1907 г. вновь его возобновил.

В 1906 г. выстроил для себя мастерскую в здании Политехнического общества, где работал до конца жизни. В 1908 г. , с марта по август, путешествовал по Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании и Италии. По возвращении из поездки продолжил учение в мастерской К. А. Коровина. Пишет портреты и натюрморты.

С весны 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Период творчества этих лет многие исследователи называют «абрамцевским».

В 1917—1919 гг. после Февральской революции Машков занимался организацией профсоюза художников. После Октябрьской революции он преподавал рисование, читал курс лекций в военной школе.

В сентябре 1918 года художника избрали членом коллегии ИЗО Наркомпроса, призванной организовать отдел изобразительных искусств при Наркомпросе. Состоял в коллегии до июня 1919 г.

Работал над живописными панно для украшения Москвы в дни революционных празднеств. Среди его учеников Вера Рохлина, Павел Петрович Соколов-Скаля, М. Б. Вериго. А. И. Деньшин.

В 1921 г. избран председателем московского отделения общества «Мир искусства». Избран членом Советской Российской Академии художественных наук.

В 1923 г. принял участие в «Выставке картин», организованной художниками, прежде входившими в общество «Бубновый валет». Провёл лето на даче в Островках под Петроградом. Осенью посетил Крым, работал на пленэре. Среди многочисленных крымских картин художника — «Пляж в Симеизе», «Санаторий „Красные зори“», «Солнечные ванны в Крыму», «Судак. Вид на море и мыс Ай—Тодор», серия работ «Женский пляж».

В 1924 году работы Машкова экспонировались на Выставке русского искусства в Америке и в Венеции, на 14 Международной выставке искусств. Пишет натюрморты: «Снедь московская. Мясо. Дичь» и «Снедь московская. Хлебы». Пишет ряд пейзажей на пленэре в Луге.

В 1925 г. вступил в АХРР. Стал руководителем Центральной студии АХРР. Оставался в АХРР до её роспуска в 1932 г. Пишет революционные картины счастливого советского отдыха, портреты передовиков производства, среди них знаменитой Паши Ангелиной, портреты красных партизан, колхозные пейзажи и натюрморты, демонстрирующие изобилие жизни.

Приказом Совнаркома, в 1929 году, к пятидесятилетию художника, И. И. Машкову назначена пожизненная персональная пенсия в размере 225 р. в месяц. Прекращает педагогическую деятельность.

В 1930—1934 гг. живёт в станице Михайловской, с намерением превратить её в образцово показательный социалистический городок, где «искусство было бы соединено с наукой, парк культуры со стадионом, дом отдыха с ботаническим садом, опытные поля с парашютной вышкой». Известно, что художник настоял на том, что в станице, в здании церкви, вместо иконостаса повесили портреты Ленина и Сталина, а над куполом вместо креста водрузили красный флаг; Машков написал эту церковь на одном из станичных видов. Пишет картины, отображающие лучащийся оптимизмом колхозный быт — «Колхозница с тыквами», широко воспроизводившуюся на обложках журналов и в прессе; «Девушка с табачной плантации», «Станица Михайловская», «Площадь Михайловской». В 1933 г. пишет картину «Пионерка с горном».

В 1934 г. возвращается в Москву. Пишет «программную» работу — «Привет XVII съезду ВКП (б)», c изображениями К. Маркса, В. Ленина и И. Сталина в цветочной аранжировке.

В 1936 г. пишет картину «Советские хлебы», — хлебобулочные изделия, написанные на ней, пеклись особо по заказу художника. В 1936—1937 гг. декорирует серией панно банкетный зал гостиницы «Москва».

В 1930-е годы работы Машкова экспонировались на многочисленных выставках в Лондоне, Париже, Вене и других городах. В 1937 г. картина Машкова «Портрет красного партизана А. Е. Торшина», устанавливавшего в 1918 году советскую власть в Хоперском округе, куда входила станица Михайловская, и выставленная на Международной выставке в Париже, была награждена золотой медалью.

В годы Великой Отечественной войны Машков писал портреты солдат, работников Первого Московского коммунистического госпиталя в Лефортово, эвакуационно-сортировочного госпиталя № 290.

Творчество:

"Пионерка с горном"
"Пионерка с домрой"
В 1932–1935 годах Машков написал серию темных работ, насыщенных светотеневыми и цветовыми контрастами. Среди них было и несколько портретов, в том числе представленная в экспозиции Волгоградского музея картина «Пионерка с горном». Она является парной работой к портрету «Пионерка с домрой» из собрания Таганрогского художественного музея.
Обе работы Машков написал в станице Михайловской, в здании школы колхозной молодежи. Горн и домру, с которыми позируют героини парных портретов, приобрел сам художник для Дома социалистической культуры. Для «Пионерки с горном» позировала юная Антонина Крюкова, местная жительница. Машков редко изображал на своих картинах детей, что выделяет эти портреты среди других работ художника.
Первые пионерские отряды появились в мае 1922 года. Решение об их создании приняла Всесоюзная конференция комсомола при участии Надежды Крупской, жены Владимира Ленина. Один из идеологов скаутизма, скульптор Иннокентий Жуков, предложил для новой организации девиз «Будь готов!». Руководил пионерской организацией Центральный комитет ВЛКСМ.
В 1930-х годах в пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа, появились кружки юных стрелков, санитаров и связистов, проводились военно-спортивные игры. 

Галерея И.И. Машкова: 

"Крым. Ливадия"

"Колхозница с тыквами"

"В пионерском лагере"
Больше информации о художнике можно найти здесь: