Татьяна Ниловна Яблонская


 Татьяна Ниловна Яблонская (1917-2005)

Татьяна Ниловна Яблонская – известная советская и украинская художница, получившая за свою долгую творческую жизнь множество различных наград. Ее работы отличает особый стиль, родившийся под влиянием одного из направлений в постимпрессионизме – синтетизма. Кроме этого, в творчестве Яблонской хорошо заметно влияние народного творчества. Благодаря столь разнородному влиянию ее картины отличались необыкновенной красочностью и выразительностью в сочетании с реализмом изображения и острыми социальными тематиками.

Родилась будущая художница в Смоленске. Во многом ее творческая жизнь была предопределена семьей, так как ее отцом был известный художник, график и преподаватель словесности. Интеллигентная среда и тревожное время, связанное с многочисленными переменами в жизни страны наложили отпечаток и на личную жизнь, и на творчество Яблонской. Ее дед с отцовской стороны был священник, а это была прямая угроза не только отцу девочки, но и всей ее семье. В результате отец будущей художницы много лет пытался эмигрировать из Советского Союза и вывезти семью заграницу.

Когда девочке исполнилось 11 лет, ее семья переехала в Одессу, а после этого – в Каменец-Подольский. Оба переезда были связаны с попытками тайно выбраться из страны, а также с болезнью детей – Таня и ее брат с сестрой заболели воспалением легких и с трудом восстанавливались. В этом древнем городе Татьяна окончила школу-семилетку, а затем в 1934 году переехала в Луганск. На этом попытки отца избавиться от советского режима завершились.

Свое художественное образование она начала год спустя в Киевском художественном техникуме. Когда его через год закрыли, девушка поступила на живописный факультет Киевского государственного художественного института. Закончила она учебу в 1941 году. В это время она вышла замуж за художника, семью годами старше, но семейная жизнь прервалась, едва начавшись – началась война.

Мужа Татьяны забрали на фронт, а сама она, ожидающая первенца, оказалась в эвакуации под Саратовом. В колхозе она работала наравне с местными бабами, а редкие свободные минуты писала портреты отцов, мужей, сыновей и братьев, не вернувшихся с войны – для поминок. Ее муж вернулся с войны живым, но жизнь не задалась. Татьяна родила еще одну дочь, но союз распался. Она в то время уже была известной художницей, а ее мужу слава так и не улыбнулась. Ревность к успеху убила любовь.

У Яблонской была не только успешная творческая жизнь, но и активная карьера. За свою жизнь она занимала множество высоких постов и более 30 персональных выставок на территории Советского Союза и за его пределами. Однако ее политическое положение чиновника от искусства и депутатство не сказались на ее активной жизненной позиции. Это была очень храбрая женщина, отстаивавшая право художника на самовыражение. Такое отношение расценивалось как противопоставление «воле партии» и приводило к многочисленным столкновениям с бюрократами и партийными боссами. Яблонскую лишали выставок, снимали ее картины с экспозиции, убирали с должностей. Но изменить ее отношения к искусству не смогли даже карательные меры. Она получила Сталинскую премию и отменную выволочку за «антисоветчину». 

Художница прожила долгую жизнь, скончавшись в возрасте 88 лет. Последнюю картину она написала за сутки до смерти, находясь в инвалидной коляске шесть лет после инсульта, полупарализованная. Ее полотна находятся во множестве музеев стран бывшего СССР, а семья продолжила традиции талантливого мастера.

Творчество:


«Утро» - это одна из самых известных картин Татьяны Яблонской. Она привлекает особым радостным и свежим настроением, всепоглощающим потоком солнечного света из окна. Картина часто печаталась в школьных учебниках и детских книжках, поэтому врезалась в память представителей тех поколений, которые росли и взрослели при Советской Власти.
На полотне изображена достаточно большая, небогато обставленная киевская квартира художницы. Главный персонаж картины – старшая дочь Яблонской, Елена. В ту пору девочке было 13 лет, она занималась балетом и гимнастикой, поэтому каждое утро выполняла разминку. Однажды мать увидела, с какой грацией дочка занимается, и решила запечатлеть это в картине. 
Лучшее, что удалось передать в картине – это ощущение легкости, беззаботности детства, радостного летнего утра. Комната залита ярким утренним солнечным светом, который создает четкие длинные тени и наполняет помещение воздухом, делает его объемным. Он струится сквозь распахнутые французские окна на балкон и через рядом находящееся окошко, наполовину скрытое краем картины. Это очень высокие окна с овальным завершением, без штор, украшенные только модными тогда вьющимися растениями – лианами.

На переднем плане стоит круглый стол, покрытый довольно яркой голубой с полосками скатертью, на нем – завтрак девочки, скромная еда, хорошо знакомая всем советским людям. За ним, у распахнутой двери на балкон, стоит деревянный стул со школьной формой. На его спинке – отглаженный пионерский галстук. Неубранная постель на старом деревянном диване для многих критиков соответствовала хаосу, прошлому, которое нужно забыть, а светлая, залитая солнцем комната – это будущее, когда все обязательно будут счастливы. Вытянутая в струнку девочка стала «первой ласточкой», отражающей настроение большинства людей в период начала «хрущевской оттепели». Именно так тогда воспринималась эта картина.

Картина «Хлеб» является одной из самых популярных картин. Художница на картине изобразила период советской сельской жизни через несколько лет после окончания Великой Отечественной войны. Несмотря на трудности периода восстановления, настроение картины радостное и позитивное.

Окружающий пейзаж — лес вдалеке и небольшой кусочек неба занимает совсем небольшую часть полотна: они не отвлекают от основного действия, изображенного на картине — работу колхозников по уборке урожая. Главным героем картины является, конечно же, зерно, хлеб — им усыпано все вокруг.

На первом плане художница изобразила двух женщин, которые собирают золотую россыпь зёрен хлеба в мешки. На их лицах радостное выражение лица, они счастливы и радуются тёплому погожему дню, хорошей полезной работе, прекрасному богатому урожаю. Одна из женщин в зелёной юбке, рубашке и платке, завязывает готовый наполненный мешок, а другая закатывает рукава, видимо, мешающие работать.

Немного позади изображены ещё женщины, которые также наполняют мешки зерном и мужчины, укладывающие мешки в машины. Все заняты одним общим делом, заражены одним общим позитивным настроем, так что это чувствует любой зритель. Видно, что такой труд для общей пользы не в тягость, а наоборот, заряжает дополнительной энергией и отличным настроением.

Галерея Т.Н. Яблонской:

"Простудилась"

"Свадьба"
"Юность"

Больше информации о художнике можно узнать здесь: