Василий Григорьевич Перов

Василий Григорьевич Перов (1833-1882)

Василий Григорьевич Перов — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. 

Художник Василий Перов родился 21 декабря 1833 (2 января 1834) в Тобольске, в семье барона Георгия Криденера. Первые навыки по живописи и рисованию он получил в уездной школе в городке Арзамас, куда он поступил. В 1853 году Василий приехал в Москву и начал обучение в училище ваяния, зодчества и живописи.

С 1862 года он едет во Францию и Германию, увлекшись уличной местной жизнью, пишет следующие картины – «Савояр», «Продавец статуэток», «Шарманщик».  Возвратившись в 1864 году на родину, он вливается в ритм Москвы и создает новые шедевры.  Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны. Среди них выделяют «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» (за эту картину он получил звание профессора), «Рыболов», «Охотники на привале».

Перов Василий Григорьевич, будучи в звании профессора, с 1871 году преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился. Будучи критично настроенным к порядкам академии, он вступает в ряды передвижников. Выставляясь со своими картинами, профессор удостаивается многих похвал от писателей и коллег.

Работы более позднего периода значительно уступают предыдущим работам. Да и жизнь преподнесла художнику немало «сюрпризов». Сначала умерла его любимая жена, потом он похоронил своих двух старших детей. В 1874 году Перов заболел чахоткой. В те времена она не лечилась известными медикаментами. Болезнь все время прогрессировала. И 10 июня 1882 года Василий Григорьевич скончался, не выдержав мук недуга.

Творчество:


«Приезд гувернантки в купеческий дом»

Во второй половине 1860-х годов в творчестве происходит трансформация едкого обличителя нравов в "поэта скорби". Художник преодолевает повествовательность своих работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. Раскрывается уникальная способность Перова внутренне «укрупнять» картины «из жизни», добиваться многомерности образов, психологической достоверности позы, жеста, пространственной среды. 

К зрителю картины обращены члены купеческого семейства, в упор разглядывающие гувернантку, – существо из другого мира, сжавшуюся под взглядами купца и его детей, не смея протянуть «работодателю» рекомендательное письмо. Изображенная в профиль со спины гувернантка, рождает ассоциации со сложившей крылышки невиданной «птицей», которая попалась в клетку и теперь во власти «новых хозяев» жизни. Вытянутые пропорции изящной фигурки девушки и приземистые формы тел купца и членов его семьи скроены совершенно по разным лекалам. Гувернантка и купец с семейством изображены в шаге друг от друга, но между ними пропасть, все – воспитание, образование, привычки, нравственные принципы, уровень достатка – их разделяет. Перов пластическими средствами создает контрапункт душевной тонкости и неприкрытого хамства нуворишей, сложной гаммы чувств горького унижения человеческого достоинства, склоненной гордости и примитивных физиологических реакций.

Во второй половине ХIХ века Россия вступает в фазу капиталистического развития. Отмена крепостного права приводит к разорению многих дворянских семей. Прежний помещичий уклад, при котором находилось место и для бедных родственников, и для осиротевших племянников, распадается. Образованные девушки «из благородных» часто вынуждены теперь самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. И хлеб этот бывает горек. Многим из них приходится идти на службу к новым хозяевам жизни из набирающего силу купеческого сословия. Недавние предки купцов были крепостными крестьянами и теперь получили возможность реванша – «от души» покуражиться над обедневшими «господами».

В картине Перова раскрыт конфликт социальный и психологический. Новые конфликты подобного рода были особенно обнажены в Москве, которую называли «русским Манчестером», и неслучайно они нашли своего чуткого выразителя в лице Перова, лидера московских художников 1860-х годов.

«Тройка»

Картина охватывает склон Рождественского бульвара, фоном картины стали стены Богородице-Рождественского женского монастыря, в центре трое детей, изможденные, усталые, везут воду. Картине было суждено стать одним из самых значимых работ Перова. Работа очень эмоциональна, даже столько лет спустя оно находит отклик в сердцах людей, вызывая сострадание, сожаление о тяжкой судьбе бедняков. Художник старался максимально отразить не только внешний вид детей и ситуацию, но и атмосферу, которая характерна для бедняков. Это обреченность, обездоленность. 

Галерея В.Г. Перова:



Больше информации о художнике можно найти здесь:

Реализм