Марк Шагал

Марк Захарович Шагал(1887-1985)

Марк Захарович Шагал был одним из самых знаменитых художников-авангардистов, чьи заслуги получили мировое признание еще при жизни. Марк Шагал — великолепный колорист, мастер импровизации. Он отдал должное многим течениям своего времени, положив начало целому направлению живописи XX века — сюрреализму. Шагал оставил после себя богатое наследие, куда входят множество картин и графических работ, сценографических и литературных произведений. 

Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 года в городке Лиозно, в 40 км от Витебска. Район находился в черте еврейской оседлости, установленной еще Екатериной II для компактного проживания нации. Рождение младенца последовало почти сразу после спасения матери художника Фейгэ-Итэ из горящего здания — в тот день в городе произошел масштабный пожар. Марк появился на свет бездыханным, чтобы вернуть ребенка к жизни, повитухе пришлось колоть его иголками и окунать в воду. 

Марк Шагал рано понял, что хочет стать художником, и тут же объявил об этом родителям. Отцу решение сына крайне не понравилось, но, тем не менее, он оплатил занятия мальчика в студии местного живописца еврейского происхождения Иегуды Пэна. Несмотря на сопротивление родителей, в 1910 году художник переехал в Петербург, где начал учиться в школе живописи под руководством Николая Рериха.

В этот период молодого мастера много критиковали, что привело к творческому кризису. В 1909 году Марк вернулся в Витебск, где знакомство с будущей женой Беллой вернуло свежесть его произведениям. В 1910 году Шагал в первый раз оказался в Париже, деньги на поездку дали его покровители. Под влиянием новых течений в искусстве художник увлекся кубизмом, но его работы отличались свежестью и самобытностью. Гийом Аполлинер первый дал определение стилю Шагала, назвав его произведения surnaturel, а затем surreal. 

Уже будучи гражданином Франции, художник в 1914 году приехал в Витебск в гости к сестре и задержался на родине на целых восемь лет, пережил краткое увлечение идеями революции и даже работал уполномоченным по искусству. Однако советское правительство к 1920 году перестало одобрять авангардную живопись, и Шагал с трудом смог выехать за рубеж. Россию он покидал уже с женой Беллой и маленькой дочерью Идой. Перебравшись в Париж, художник первый раз в жизни стал по-настоящему финансово независимым — хорошие деньги ему принесла работа над иллюстрациями к роману Николая Гоголя «Мертвые души». Шагал получил возможность свободно заниматься творчеством, путешествовать, отдыхать с семьей на Лазурном Берегу. Однако в 1941 году, в период оккупации Франции гитлеровскими войсками, Шагал был арестован, и лишь вмешательство американского консула спасло его от отправки в концлагерь и помогло укрыться от преследований в США. 

Крупный успех за океаном художнику принесла работа над костюмами и декорациями к балету «Алеко», поставленным в театре Нью-Йорка выходцем из России Леонидом Масиным. Несмотря на насыщенную и безбедную жизнь, Шагал мечтал вернуться во Францию, но планы нарушила смерть супруги от вирусной инфекции, после чего живописец впал в глубокую депрессию. Оказаться на Лазурном Берегу удалось только в 1948 году, за это время Марк Захарович уже обзавелся новой семьей, хотя до конца жизни считал своей музой только первую жену. 

После 1950 года художник увлекся гравюрами, графикой, скульптурой, витражами, создал серию иллюстраций на ветхозаветные сюжеты. Над своим «Библейским посланием» Шагал продолжал работать вплоть до начала 1970-х годов, произведения цикла теперь занимают целый музей в Ницце. Творчество художника получило мировую известность, авторская выставка прошла даже в Советском Союзе, куда Марк Захарович приезжал в 1972 году по приглашению Министерства культуры.

До последних дней творения уже пожилого художника были проникнуты удивительной радостью существования, оптимизмом и свободой духа. Даже в преклонные годы он продолжал плодотворно работать, а его картины еще при жизни выставлялись в Лувре. 28 марта 1985 года после трудового дня в мастерской 97-летний живописец тихо угас в своей постели. 

Творчество:

«Над городом» — картина, на которой Марк Захарович Шагал в 1918 году изобразил самого себя и свою возлюбленную Беллу. В центре произведения два человека, парящие в небе над родным городом художника. Они не просто обнимают друг друга, а как будто слились воедино, стали двумя частями целого, именно поэтому у каждого героя по одной руке. Белла выписана с большой любовью: плавные линии, изумительная точность прорисовки мельчайших деталей, изящная фигура и грациозный жест отражают нежность женского начала. Себя Шагал изобразил в более строгой кубической манере, добавив четкие изломы и острые углы как символ мужественности. В нижней части картины в несколько детском стиле нарисован Витебск начала XX века: кособокие домики, бесконечные заборы, белоснежный храм. А еще зеленая коза и мужик со спущенными штанами как насмешка над повседневной реальностью. На лицах главных героев произведения читается задумчивость и отстраненность. Кажется, что они полностью растворились в своем чувстве, смогли отринуть все серое и обыденное и, вопреки законам физики, воспарили на крыльях любви.

«День рождения» — картина, написанная Марком Захаровичем Шагалом в возрасте 28 лет. Автор начал работу над ней в свой день рождения, 7 июля 1915 года. Событие произошло незадолго до свадьбы художника с его первой женой, Беллой Розенфельд, которую он называл своей главной музой. 
На холсте изображена бытовая сценка с аллегорическим смыслом. Нехитрая меблировка маленькой комнаты стала фоном для отображения великой силы поцелуя влюблённых. Нежные чувства заставили мужчину воспарить. Женщина позабыла хлопоты о праздничном обеде. Сжимая в руках букет, она стремится вверх, вслед за своим суженым. 
Стол, улица за окном, простенькие коврики, угол дивана, край настенных часов — всё это обрамление подчёркивает, что для счастья людям нужно немного. Главное — их любовь. Она преображает пространство, расцвечивая яркими красками. На женщине чёрное платье. У мужчины — зелёная рубашка. Красный пол, белые стены — во всём присутствует резкий контраст, без теней и лишних деталей. 
Диагональное расположение фигур и открытая форточка словно намекают: нет границ у счастья. Кажется, они сейчас упорхнут, как птички из тесной клетки и ничто не способно удержать полёт родственных душ.
На картине "Венчание" зритель снова видит пару, во внешности которых легко угадываются Марк и Белла. На женщине надеты свадебное платье и фата; мужчина в черном костюме обнимает ее, она положила руку в белоснежной перчатке ему на талию. На щеке невесты нарисован грудной ребенок – по всей видимости, она мечтает о малыше. Пухлый ангел с алыми крыльями осеняет их союз с небес.
На заднем плане изображен бревенчатый дом; в окне горит яркий свет, и виден накрытый светлой скатертью стол, уставленный яствами – все готово к встрече жениха и невесты. Скрипач в картузе, взгромоздившись на ветку дерева, будто птица, играет молодым свадебный марш. Основной цвет работы – бирюзово-синий с серебристо-серым отливом, праздничные белые детали подчеркивают торжественность момента.

Галерея М. Шагала:

"Свадебные свечи"
"Ангел с палитрой"


"Над Витебском"

Больше информации о художнике можно найти здесь: