Исаак Израилевич Бродский

Исаак Израилевич Бродский (1884-1939)

Исаак Бродский появился на свет 6 января 1884 года в селе Софиевка Бердянского уезда. Его отец владел земельной собственностью и принадлежал к купеческой гильдии. С юных лет Бродский увлекался художественным творчеством, любил копировать орнаменты, изображал дома и животных.
Другой страстью молодого Исаака Бродского была музыка — он часто играл на гармони перед друзьями и даже выступал на свадьбах, а еще освоил скрипку и мечтал стать профессиональным скрипачом.
Помимо школьных уроков, Бродский дополнительно занимался с учителем рисования. Его работы ежегодно побеждали на школьных конкурсах, за это будущему художнику каждый раз вручали один и тот же приз — новый набор чертежных инструментов. 
В училище Исаак Бродский поступил на архитектурное отделение, а год спустя перешел на скульптурное. Но на практических занятиях приходилось сильно пачкаться, и его испугала перспектива всю жизнь ходить грязным, как штукатур. Вскоре Бродский перевелся на отделение живописи. За работы он регулярно получал награды и в 1902 году окончил училище с отличными оценками. Это помогло Исааку Бродскому поступить в петербургскую Академию художеств без экзаменов.
На первом курсе Императорской Академии художеств Бродскому преподавали профессора Ян Ционглинский, Иван Творожников, Петр Мясоедов. После года обучения он попросился в мастерскую к Илье Репину, но у того уже было слишком много студентов. Репин хорошо относился к новому ученику. Он выделял Исаака Бродского среди других студентов за старание, ставил в пример его работы. 
Бродский перенял у наставника подход к творчеству, но не технику. На ее развитие, по признанию художника, сильно повлияла скрипичная музыка. Он считал, что этот вид искусства обогащает живопись.
В то время Исаак Бродский восхищался работами Николая Рериха, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Исаака Левитана. Некоторым из них он пытался подражать. Вскоре художник нашел свой стиль, который назвал «ажуром», и старался придерживаться его в дальнейшем творчестве.
Весной 1909 года Исаак Бродский уехал из России сначала в Австрию, потом Германию и Францию. Он несколько месяцев прожил в Париже, часто ходил в музеи, работал в садах и на улицах города. Бродский восхищался художниками французской школы — Эженом Делакруа, Гюставом Курбе, Эдгаром Дега, Камилем Писсарро и другими. А вот работы представителей новых направлений в искусстве ему не понравились.
В середине осени Исаак Бродский вернулся в Петербург с новыми работами, которые он выполнил в Европе. Художник показал их профессорам Академии и попросил о второй заграничной поездке. Совет согласился и выделил ему средства.
Теперь Бродский решил поехать в Италию. Он прожил несколько месяцев в Риме, где встретил Валентина Серова — тот собирал материалы для своего будущего полотна «Похищение Европы». Потом Бродский вместе с несколькими русскими живописцами сел на пароход, который отправлялся на Капри. Тем же рейсом следовал Максим Горький. После короткого знакомства Горький позвал живописца и его коллег в гости и разрешил написать свой портрет. Итогом путешествий художника стали известные картины «Сказка» и «Италия». За «Сказку» он получил крупную денежную премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств. Полотна мастера участвовали и на других отечественных и зарубежных выставках.
Во время Февральской и Октябрьской революций 1917 года Исаак Бродский находился в Петербурге. Художник воспринял перевороты с энтузиазмом и считал, что позорно «пройти безучастно мимо тех великих событий».
Бродский вошел в состав нового Исполнительного комитета по делам искусств и посещал заседания, которые проходили на квартире Максима Горького. Там он познакомился с наркомом просвещения Анатолием Луначарским и попросил отрекомендовать его Владимиру Ленину. Художник видел вождя «исключительной и крайне интересной для изображения» личностью.
Летом 1920 года Исаак Бродский попал на открытие II конгресса Коммунистического интернационала в Петрограде. Во время заседания он сделал наброски к портрету Ленина, а потом показал ему свой эскиз и попросил подписать. Поначалу вождь революции решил, что на рисунках он не похож на себя, но люди вокруг убедили его в обратном. «Первый раз в жизни подписываюсь под тем, с чем не согласен!» — в итоге сказал Владимир Ленин и поставил автограф. В дальнейшем мастеру выдали именной пропуск, он часто бывал на деловых встречах и изображал вождя за работой.
Четыре года Исаак Бродский трудился над монументальной, больше пяти метров в ширину, картиной «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде». На ней художник изобразил около 600 участников собрания. Работу показали во многих городах страны. Репин назвал труд своего ученика колоссальным, а его самого «Рафаэлем нашего времени».
Свое творчество 1920–30-х годов Бродский посвятил революционной тематике, а главным направлением в живописи избрал социалистический реализм. На своих картинах он часто изображал Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Михаила Калинина, Климента Ворошилова и других идеологов революции.
Творчество:

"Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде— картина, написанная в 1920—1924 годы и изображающая открытие II конгресса Коммунистического интернационала в 1920 году.

Октябрьскую революцию Бродский встретил с воодушевлением и решил, что «отобразить революционную эпоху и её великих людей — долг каждого художника». Бродского пригласили на II конгресс Коминтерна, одно из важнейших событий послереволюционного времени, для фиксации всего происходящего. 

Бродский посещал все заседания конгресса, создал более сотни зарисовок, некоторые из которых делались уже на III Конгрессе в 1921 году. Работать ему приходилось в непростых условиях: в поезде между двумя столицами, в гостиницах ранним утром и поздним вечером. Часть делегатов приехала в Россию нелегально и позировала неохотно, иногда зарисовывать их приходилось скрытно.

Работа над картиной была завершена в 1924 году. В конце этого года она представлена публике в московском Музее изящных искусств, после чего сразу же приобрела широкую популярность и была показана в Ленинграде, Перми, Свердловске. У

Картина представляет собой колоссальный групповой портрет, на котором изображено около 600 человек. Сохранился каталог-путеводитель по картине. В нём названы имена 226 человек, то есть это — реальные исторические лица, революционеры, ведущие деятели рабочего и коммунистического движения. Из них почти половина позднее была расстреляна, в том числе в ходе сталинских репрессий. Именно по причине изображённых на картине «врагов народа» она оказалась в СССР под запретом и долгое время находилась в запасниках Исторического музея. Бродскому удалось передать приподнятую атмосферу заседания и показать огромное количество людей, не поместив никого спиной ни к зрителю, ни к говорящему с трибуны речь В. И. Ленину.

“Ленин в Смольном” 

Это не просто очередное изображение вождя в момент напряженной работы. Главная идея картины — документальность образа Ильича и всей композиции. Ленин изображен настолько реалистично, что зритель невольно начинает ощущать себя рядом. Место и обстановка, выбранная автором, лишь подчеркивает правдивость изображения и историческую важность момента. 

Кабинет Владимира Ильича, в отличие от масштаба принимаемых им решений, выглядит скромно, аскетично и сдержанно. Обстановка убедительно дает понять зрителю, что, в отличие от царской власти, власть большевиков прежде всего думает о делах, работе, ставит превыше всего ответственность за будущее людей. Это подчеркивает даже скромная рабочая поза Ленина и его старый потрепанный костюм. Все это дополняет соответствующая цветовая гамма — сдержанная, неброская, в мягких оттенках.  

Отдельного внимания заслуживает качество прорисовки всех деталей картины, особенно портретное сходство. Скрупулезность и точность изображения автором деталей интерьера и самого Владимира Ильича призвана подчеркнуть историческую значимость. Произведение увековечивает образ Ленина как великого вождя мирового пролетариата и сохраняет его для будущих поколений. Об этом говорит и тот факт, что картина была написана уже после смерти Ленина.

"Автопортрет с дочерью"
Картина написана И. И. Бродским в 1911 году на острове Капри во время его заграничной поездки. 
Дочь художника — Лидия Исааковна Бродская в будущем тоже станет живописцем, ее любимым жанром будет пейзаж, в котором она будет запечетлевать красоту окружающего мира. Эту красоту ее приучили видеть с детства. Лидия Исааковна с детства росла в художественной среде и воспитывалась в мире искусства, ей были привычны запахи красок и вид белого поля холста. Она рано начала рисовать, с трехлетнего возраста у нее был собственный уголок, где она рисовала и писала кукол, клоунов, цветы, придуманные пейзажи
Галерея И.И. Бродского: