Илья Ефимович Репин

Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Илья Ефимович Репин — русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств.

Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни. В своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанских и голландских художников XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.

Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Последние 30 лет жизни Репин провёл в своём имении Пенаты в Куоккале, в окрестностях Санкт-Петербурга. Из них 13 лет в вынужденной эмиграции, после передачи этой территории Финляндии. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

Как педагог воспитал целую плеяду прославленных художников: Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин, В. А. Серов.

Творчество:

Илья Ефимович Репин один из самых заметных основоположников русской живописи 19 века, оставивший для всего человечества богатство живописных и неповторимых образов, правдиво отражающих различные периоды русской истории.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

В своих воспоминаниях Илья Репин рассказывал, что толчком к созданию картины для него послужило известие о смерти Александра II, который был убит осколком бомбы. Трагедии современного мира ужасали, но из-за цензуры пришлось обращаться к истории. Именно поэтому у произведения «Иван Грозный…» такой глубокий символический смысл.

На полотне изображена темная, но богато обставленная комната. Стены расписаны узором из повторяющихся красных и черных ромбов. Также украшением служат канделябры с незажженными свечами и потемневшая от времени картина. Но обстановка нарушена, повсюду видны следы борьбы: стул опрокинут, расшитый тюфяк валяется на полу. Персидские ковры, устилающие пол, сбиты в кучу. Рядом лежит окровавленный железный посох.

В центре на полу две фигуры. Царь Иван Грозный в черных одеждах с безумным взглядом прижимает к себе своего умирающего сына. На лбу у него алеют капли крови. Одной рукой он пытается зажать рану на голове своего умирающего сына, а другой прижимает к себе его слабеющее тело. В приступе неконтролируемой ярости царь совершил непоправимое, а теперь горько раскаивается, но уже ничего не исправить.

Как антитеза отцу, сын одет в светлый атласный кафтан. Цвет одежды художник выбрал не случайно – здесь от отражает характер и внутренний мир героев. Выражение лица и поза молодого человека выражают смирение и принятие – он, обладая кротким характером, сразу же простил своего отца.

С помощью этого произведения Репин выражает свое отношение к убийству Александра II. Иван Грозный олицетворяет революционеров, которые в порыве бессмысленной ярости совершили ужасное преступление против всей Российской Империи. А его умирающий сын – аллегорическое изображение доброго и мудрого молодого императора. Художник уверен, что террористы еще раскаются, но Россию, как и ее молодого царя, уже будет не спасти.

Картина «Бурлаки на Волге» — изображает ватагу бурлаков во время транспортировки барки. Замысел картины возник у Репина в конце 1860-х годов, во время прогулки на пароходе по Неве, которую он совершал вместе с Константином Савицким.

Для того чтобы запечатлеть настоящих бурлаков, в 1870 году Репин отправился в поездку на Волгу вместе с художниками Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым, а также своим младшим братом Василием. После возвращения из поездки привезённые Ильёй Репиным работы были показаны великому князю Владимиру Александровичу, который заказал художнику большую картину по одному из эскизов. Весной 1871 года первая версия большого полотна «Бурлаки на Волге» экспонировалась на ежегодной конкурсной выставке Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, где она получила первую премию среди произведений жанровой живописи. После выставки Репин продолжил работу над полотном и внёс в него ряд существенных изменений. В 1872 году художник совершил ещё одну поездку по Волге, во время которой создал ряд этюдов, впоследствии использованных для завершения полотна «Бурлаки на Волге». Кроме того, он написал другой вариант картины, известный под названием «Бурлаки, идущие вброд».

Галерея И.Е. Репина:


"Крёстный ход в Курской губернии"


"Садко"

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»


Больше информации о художнике можно найти здесь:

Реализм