Иван Иванович Шишкин

Иван Иванович Шишкин (1832-1898)

Иван Иванович Шишкин  — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств.

Иван Шишкин родился в 1832 году в городе Елабуга. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, сын купца-хлеботорговца Ивана Васильевича Шишкина.

В 12 лет был определён в Первую Казанскую мужскую гимназию, но дойдя в ней до пятого класса, оставил учёбу и вернулся домой, где прожил четыре года. В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где проучился до 1856 года. Окончив курс училища, с 1857 года продолжил образование в Императорской Академии художеств, где числился учеником профессора-портретиста С. М. Воробьёва.

В Академии Шишкин особенно сдружился со своими соучениками по классу профессора Воробьёва, художниками-единомышленниками Александром Васильевичем Гине и Павлом Павловичем Джогиным. В последующие годы они вместе ездили на остров Валаам на Ладожском озере. Благодаря этим поездкам Шишкин приобрёл большее знакомство с натурой и умение точно передавать её кистью и карандашом.

Во время поездки за границу в качестве пенсионера Академии, он отправился в Мюнхен, где посетил мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов. В 1863 году Шишкин перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. Отсюда Шишкин совершил экскурсию в Женеву для ознакомления с работами Ф. Диде и А. Калама. 

Затосковав по родине, в 1866 году он вернулся в Петербург до истечения срока своего пенсионерства, и в том же году в Москве были выставлены его картина «Воздух» и 6 рисунков. С той поры нередко совершал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения в Академии. В 1868 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора, но великая княгиня Мария Николаевна, президент АХ, вместо этого награждает художника орденом Святого Станислава 3-й степени. После того, как было учреждено Товарищество передвижных выставок, экспонировал на его выставках свои рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, стал заниматься гравированием «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая этому почти столько же времени, сколько и живописи. 

Творчество:

Среди русских пейзажистов Шишкину принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любых деревьев, кустов и трав. 

В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие работы трактованы с большей живописной свободой. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. 

Картины Шишкина покупал Александр III («Корабельная роща»), великий князь Павел Александрович («Дубы», рисунок пером).


"Утро в сосновом лесу" - одно из самых известных картин Ивана Ивановича Шишкина.

Мотив хвойного леса, к которому обращается Шишкин в этой картине, типичен для его творчества. Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы. Часто встречается в картинах художника и композиционный прием, когда верхушек деревьев срезаются краем холста, и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер. У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Их изобразил К.А.Савицкий, который сообщал, что ему пришлось поставить и свою подпись под картиной, однако затем он ее снял, тем самым отказался от авторского права.

«На севере диком…» — картина потрясающего русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина, классическая иллюстрация, созданная к стихотворению Михаила Юрьевича Лермонтова «Сосна». В центре произведения — огромное таинственное дерево. Его могучие ветви склонились под тяжестью снега. Но эта податливость не уменьшает жизненной стойкости сосны — ствол прям, корни, вросшие в скалу, цепки. Зияющее черное ущелье внизу и мрачная небесная бездна сверху окружают это единственное живое существо в мире цепенеющего холода и непроглядной ночи. Лунный свет освещает крону, а падающая тень подчеркивает величественность древа. Живописец не изобразил источник света, представил его вне холста — этот прием усиливает чувство одиночества, безнадежности и тоски. Работа написана в холодных сдержанных тонах. Отсутствие многоцветного колорита компенсировано оттенками и полутонами. Грамотное применение светотени органично передает эмоциональную глубину авторского замысла. Контраст постепенно сгущающихся темных красок и яркой белизны, оттененной бирюзовым цветом, дает ощущение царственности, рожденной стихийной силой. Мастеру удалось отразить не только отрешённость гордого снежного исполина, но и одиночество человеческой души.

Галерея И.И. Шишкина:


"Рожь"

"Полдень. В окрестностях Москвы"

Больше информации о художнике можно найти здесь:

Реализм