Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)

Алексей Кондратьевич Саврасов  русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели», академик Императорской Академии художеств.

Родился в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. В ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста Карла Ивановича Рабуса

Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. 

Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1858 году.

В 1860 году Саврасов участвовал в первой выставке, организованной Московским обществом любителей художеств. В 1862 году он путешествовал за границей: был на всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Швейцарию, Германию. Написал несколько пейзажей в Швейцарии.

В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели», «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», «Разлив Волги под Ярославлем», «Могила на Волге. Окрестности Ярославля».

Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.

С конца 1870-х годов Саврасов страдал алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы. В 1882 году он был уволен из Московского училища живописи.

Творчество:

Самая популярная картина Саврасова «Грачи прилетели» относится к волжским произведениям художника и входит в хрестоматию русской живописи. Пейзаж отличает незатейливость, натуралистичность, весенний колорит и лиричность.

Саврасов изобразил на холсте раннюю весну. В центре стоят несколько тонких кривых берез, они как будто срезаны на холсте. Это создает ощущение, что картина не заканчивается на этом полотне. На ветвях черные грачи вьют гнезда, несколько птиц парит в воздухе. Пернатые нарисованы нечетко, их фигурки по размерам больше реальных. Но такие образы лишь помогают проникнуться весенним настроением. За деревьями стоит небольшая церковь с куполом и колокольней. Строения нарисованы реалистично, проникновенно, видна каждая деталь: облупившаяся белая краска, черные проемы окон, желтизна на стенах. Разделяет картину линия забора, которая указывает на горизонтальную протяженность пейзажа. Вдалеке разливается река — началось весеннее половодье. Создается ощущение пространственного раздолья. Внизу, на земле, еще лежит снег, кое-где видны проталины. Лучи солнца образуют легкие тени. Справа образовалась большая лужа. Физически ощущается свежий весенний воздух, крики птиц, дуновение ветерка. Игрой света и тени автор смог передать грусть по уходящей зиме и радость приближающейся весны.

Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» говорит о том, что скоро в природе произойдут серьезные изменения. На смену зиме придет весна, и все живое пробудится ото сна. Главную роль в этом играют птицы, они предвестники весны, символизирующие жизнь. В клювах грачей веточки, а в гнездах скоро появятся птенцы. Движение, полет, суета — всё это и есть возрождение. Пейзаж должен вызывать у людей надежду, что в скором времени всё изменится, и на смену прошлому придет светлое будущее. 

Галерея А.К. Саврасова:

Больше информации о художнике можно найти здесь:

Реализм