Александр Александрович Дейнека (1899-1969)
Александр Дейнека стал известным в СССР художником не сразу: он работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но позже художник нашел свою тему — спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма — высокого морального духа, соревнований и побед.
Александр Александрович Дейнека — советский художник-живописец, монументалист, график, скульптор, педагог. Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат Ленинской премии (1964).
Александр Дейнека родился в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище у А. М. Любимова и М. Р. Пестрикова. Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 работал фотографом в уголовном розыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 годах руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский. Большое значение в творческом становлении художника имели годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик художника ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда».
Член художественных организаций:
- Общество станковистов (ОСТ) (1925—1927) — один из учредителей,
- Ассоциация художников-графиков при Доме печати (Москва, 1926—1929),
- Объединение новых видов художественного труда «Октябрь» (1928—1930),
- Ассоциация художников революционной России,
- Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ) (1931—1932).
В 1930 году художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 году появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».
Новый этап в творчестве художника начался в 1932 году. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать». В эти же годы художником были созданы лирические произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки», «Полдень» и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине», наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса.
С начала 1930-х годов обращается к теме авиации («Парашютист над морем»), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку». Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики».
В 1935 году по приглашению Филадельфийского музея искусств, Американо-русского института и Всесоюзного общества культурной связи с заграницей посетил США, где прошла персональная выставка художника. Во время путешествия по США выполнил многочисленные зарисовки жизни американцев. Был приглашен редакцией журнала Vanity Fair сделать одну из обложек, вышедшей в январе 1936 года.
Историческая тема нашла своё воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш».
В период войны жил в Москве и выполнял политические плакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Георгием Нисским совершил поездку на фронт под Юхнов. В это время создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня». В 1942 году создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя», которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. В 1944 году создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье».
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу „Б“», «У моря. Рыбачки», «Москва военная», «В Севастополе», а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова, мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле. Его мозаики украшают станции московского метро «Маяковская» и «Новокузнецкая».
Работы художника находятся в собраниях Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки, Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и др. Из-за своей востребованностью произведения художника часто становятся объектом фальсификаций.
Творчество:
"Оборона Севастополя"
Импульсом к созданию картины "Оборона Севастополя" послужили фотографии разрушенного Севастополя, которые Дейнека увидел в начале 1942 года. Замысел картины родился у художника при осмотре своих материалов, альбомов и рисунков по Севастополю, где пришлось много работать до войны. Дейнека остро почувствовал любовь к городу, к его жителям и морякам, защищавшим любимый город, и непримиримую ненависть к врагам, разрушившим его.
В основу композиции была положена яростная схватка, противопоставление человеческих устремлений, в отдельном эпизоде была сфокусирована основная идея борьбы за Отечество. Зимой 1942 года Дейнека привез из фронтовых поездок многочисленные зарисовки, которые были использованы в работе. Но этого было недостаточно: мастер делал в пластилине скульптурные наброски, раз за разом, проверяя правильность ракурсов, писал обнаженную натуру, чтобы избежать неточностей. Ему пришлось пригласить знакомую спортсменку для позирования, так как сильной мужской модели в Москве было не отыскать — все ушли на фронт. Своей "Обороной Севастополя" Дейнека вписал страницу в историю мировой батальной живописи.
«Стахановцы»
«Эстафета по кольцу Б»
"Беседа колхозной бригады (Колхозная бригада)"
“Оборона Петрограда”
- https://www.culture.ru/persons/9563/aleksandr-deineka
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B0,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
- https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/deyneka/index.php