Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека (1899-1969)

Александр Дейнека стал известным в СССР художником не сразу: он работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но позже художник нашел свою тему — спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма — высокого морального духа, соревнований и побед.

Александр Александрович Дейнека — советский художник-живописец, монументалист, график, скульптор, педагог. Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат Ленинской премии (1964).

Александр Дейнека родился в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище у А. М. Любимова и М. Р. Пестрикова. Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 работал фотографом в уголовном розыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 годах руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский. Большое значение в творческом становлении художника имели годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик художника ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда».

Член художественных организаций

  • Общество станковистов (ОСТ) (1925—1927) — один из учредителей, 
  • Ассоциация художников-графиков при Доме печати (Москва, 1926—1929), 
  • Объединение новых видов художественного труда «Октябрь» (1928—1930), 
  • Ассоциация художников революционной России, 
  • Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ) (1931—1932).

В 1930 году художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 году появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».

Новый этап в творчестве художника начался в 1932 году. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать». В эти же годы художником были созданы лирические произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки», «Полдень» и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине», наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса.

С начала 1930-х годов обращается к теме авиации («Парашютист над морем»), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку». Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики».

В 1935 году по приглашению Филадельфийского музея искусств, Американо-русского института и Всесоюзного общества культурной связи с заграницей посетил США, где прошла персональная выставка художника. Во время путешествия по США выполнил многочисленные зарисовки жизни американцев. Был приглашен редакцией журнала Vanity Fair сделать одну из обложек, вышедшей в январе 1936 года.

Историческая тема нашла своё воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш».

В период войны жил в Москве и выполнял политические плакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Георгием Нисским совершил поездку на фронт под Юхнов. В это время создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня». В 1942 году создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя», которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. В 1944 году создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье».

К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу „Б“», «У моря. Рыбачки», «Москва военная», «В Севастополе», а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова, мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле. Его мозаики украшают станции московского метро «Маяковская» и «Новокузнецкая».

Работы художника находятся в собраниях Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки, Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и др. Из-за своей востребованностью произведения художника часто становятся объектом фальсификаций.

Творчество:

"Оборона Севастополя"

Импульсом к созданию картины "Оборона Севастополя" послужили фотографии разрушенного Севастополя, которые Дейнека увидел в начале 1942 года. Замысел картины родился у художника при осмотре своих материалов, альбомов и рисунков по Севастополю, где пришлось много работать до войны. Дейнека остро почувствовал любовь к городу, к его жителям и морякам, защищавшим любимый город, и непримиримую ненависть к врагам, разрушившим его.

В основу композиции была положена яростная схватка, противопоставление человеческих устремлений, в отдельном эпизоде была сфокусирована основная идея борьбы за Отечество. Зимой 1942 года Дейнека привез из фронтовых поездок многочисленные зарисовки, которые были использованы в работе. Но этого было недостаточно: мастер делал в пластилине скульптурные наброски, раз за разом, проверяя правильность ракурсов, писал обнаженную натуру, чтобы избежать неточностей. Ему пришлось пригласить знакомую спортсменку для позирования, так как сильной мужской модели в Москве было не отыскать — все ушли на фронт. Своей "Обороной Севастополя" Дейнека вписал страницу в историю мировой батальной живописи.


«Стахановцы»

Картина Александра Дейнеки «Стахановцы» является ярким примером работы, посвящённой передовиками СССР. На первом плане картины гордым шагом идут герои труда — стахановцы. При этом Дейнека подчёркивает интернациональный состав группы: на полотне представлены многие жители Советских республик.
В центральной части полотна на переднем плане крупно изображены герои своего времени — шахтер Алексей Стаханов, летчик Валерий Чкалов и ткачиха Дуся Виноградова. Они символизируют нового советского человека — самоотверженного труженика с открытой душой. Примечательно, что автор «достроил» здание Дворца Советов. Это был грандиозный проект — 500-метровое здание, увенчанное статуей Ленина. Дворец Советов должен был располагаться на месте Храма Христа Спасителя, но из-за войны стройка прервалась. Здание так и не было возведено.

«Эстафета по кольцу Б»

Спортивная тема всегда интересовала художника и вдохновением в данном случае послужила ежегодная эстафета, проводимая весной в Москве на Садовом кольце, начиная с 1930 года, за исключением военных 1940-х.
Дейнека готовился к созданию самого большого по размеру произведения – делал много зарисовок, эскизов, набросков героев в движении.
Прекрасный, светлый, весенний день на картине. Композиция из юношей и девушек, наверняка самых лучших представителей своих команд, расположена в центре возле разделительной линии на асфальте. Статичности в изображении совсем не чувствуется, наоборот, картина полна движения и энергичности благодаря ракурсу - как бы по диагонали от наблюдателя.
Слева и справа - наблюдающие за эстафетой, просто гуляющие прохожие, любопытствующие. Здания вдалеке и флаги с символами «Динамо» как бы обрамляют полотно.
Картина хороша композиционным построением, легкой цветовой гаммой, «живыми» тенями от спортсменов, тщательной прорисовкой деталей, вплоть до потрескавшегося асфальта. И, конечно же, ощущением праздничного спортивного мероприятия, радостного настроения от духа соревнования, от молодежи - задорной и жизнеутверждающей.
Галерея А.А. Дейнеки:

"Беседа колхозной бригады (Колхозная бригада)"

“Оборона Петрограда”

Больше информации о художнике можно узнать здесь: