Борис Владимирович Иогансон

Борис Владимирович Иогансон (1893-1973)

Борис Владимирович Иогансон — российский, советский художник, живописец, график, педагог, один из ведущих представителей социалистического реализма. Директор Государственной Третьяковской галереи, Президент Академии художеств СССР, Академик АХ СССР, Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, Лауреат двух Сталинских премий первой степени.

Родился в семье служащего шведского происхождения Вальдемара Карловича Иогансона и кн. Ольги Константиновны Радленской (Иогансон).

В 1912 году окончил Комиссаровское техническое училище, где одним из основателей был Карл Иванович Иогансон, дед будущего художника, и потому внук освобождался от платы за обучение. Затем с 1912 по 1918 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, С. В. Малютин и К. А. Коровин.

В 1919—1922 годах работал художником-декоратором в театрах Красноярска и Александрии. Во время гражданской войны был офицером белой гвардии и служил у Колчака. Увидев моральное разложение белых, бежал, скитался по дорогам гражданской войны, попал в тифозный госпиталь и, наконец, поступил на службу в Красную Армию. По воспоминаниям художника А. С. Смирнова, знавшего художника, последний, будучи офицером в армии Колчака, писал портреты Верховного правителя.

Один из наиболее значительных представителей советской станковой живописи 1930—1960-х годов. В своём творчестве обратился к наиболее ценимым в это время традициям русской живописи XIX века — наследию И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Интерпретируя его, он вносил в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе». Особенно известны его картины: «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе».

В 1934—1938 годах руководил бригадой мастерской «Перекоп»; участвовал в разработке эскизов для диорамы «Штурм Перекопа». Работал над панно «Праздник в колхозе им. Ильича» для Всемирной выставки в Нью-Йорке. Также много раз участвовал в различных выставках. 

Преподавал на курсах АХР, в Московском полиграфическом институте, Московском институте изобразительных искусств — Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде, профессор. 

Творчество:

Картина крупнейшего советского художника Б. В. Иогансона «Допрос коммунистов» переносит нас в штаб белых. Идет допрос. Перед озверевшими от ненависти белогвардейскими офицерами стоят молодые мужчина и женщина. Позади стража. За окном равнодушная синева ночи. Кажется, выхода нет. И вместе с тем мы видим торжество победы этих людей, борющихся за освобождение и счастье своего народа. Они стоят спокойно, даже величественно перед лицом врага. Молодость, уверенность, сила правоты делают их победителями, несмотря на то, что ждет их смерть.

В лице мужчины — возможно, он комиссар отряда моряков — легкая презрительная усмешка. Женщина, так напоминающая нам Анку-пулеметчицу из книги Фурманова «Чапаев», не дрогнув, внимательно смотрит на белогвардейцев. Может быть, только сомкнутые кисти рук говорят о сильном душевном напряжении. Внешнему спокойствию и большому внутреннему достоинству молодых коммунистов противостоит смятенность лагеря врагов. Их позы нервны, беспокойны, угловаты. И в нашей душе поднимается волна удовлетворения — мы вместе с художником ощущаем близкий конец, обреченность белогвардейской ставки. Те, кто сейчас приговорены к смерти, оказываются сильнее тех, кто выносит им приговор.

Художник показал в картине момент остро драматический, когда столкновение представителей двух разных социальных систем привело к выявлению сущности человека -звериной жестокости с одной стороны и героизма с другой. Это момент высшего испытания человеческой личности. И нет большего подвига, нежели подвиг людей, жертвующих своей жизнью во имя правды и справедливости на земле.

Напряженности происходящего соответствует и колорит картины. Красный ковер, устилающий пол, словно отсвет пожарища, охватившего страну. Красное пятнышко на груди женщины — то ли шарф, то ли майка, — видимое из-под полушубка, загорается как кусочек алого знамени, которому верны коммунисты. Красноватые тона контрастируют с синевой ночи за окном. Голубовато-зеленоватый мундир на одном из белогвардейцев вырывается ярким пятном, как и позолота кресла. Смелое созвучие красок, контрасты освещения — от ослепительного до провалов черного, — темпераментная, свободная, сочная живопись соответствуют напряженности чувств героев, нарастающей кульминации действия.

"Советский суд"
Историю его создания автор рассказывал так: «Рисовал я какое-то время в журналах. А однажды, увидев в журнале «Безбожник» шаржированный рисунок на тему развода, решил изобразить сцену об алиментах в живописи». Любопытно, что на основе картины есть и действительно шаржированный плакат с изображением той же сценки, и автором на самом плакате значится Иогансон.

«Рабфак идет» - картина светлая и яркая, она наполнена поэтическим духом времени, стремлением к совершенству, свойственному молодости.

Центральное место на полотне отведено троим студентам. Молодой человек, находящийся в центре группки, держит в руках раскрытую книгу, парень, находящийся от него по левую сторону, пытается не отстать от товарища и увлеченно всматривается в трепещущие на ветру страницы. В его руке также зажата книга, или тетрадь. Девушка, вне всякого сомнения, являющаяся частью этой ученой компании, решительно вышагивает по правую сторону от парня с раскрытой книгой. В ее правой руке также зажат толстенький томик. Скорее всего, ребята возвращаются из библиотеки, где им удалось получить новые издания любимых авторов.

Одежда юношей и девушек достаточно проста. На девушке синяя юбка и красная кофта, волосы ее коротко пострижены. Парень с раскрытой книгой одет в черный рабочий костюм. На его товарище рубашка и короткие шорты. 

Ребята уверенно шагают по дороге. За их спинами виднеются несколько деревьев, вдали высятся многоэтажные дома. Они удаляются от города по проселочной дороге.

Они сильны, отважны, готовы к борьбе за светлое коммунистическое будущее. Молодые люди жаждут знаний, объединены общим пониманием того мира, который им предстоит построить.

Выполненная в ярких, светлых, буквально искрящихся тонах, картина полностью отражает импрессионистические настроения той эпохи. Композиция полотна выстроена на контрасте резких динамичных линий. Стилистической основой для нее послужили агитационные плакаты, листовки и лозунги первых советских лет.

Галерея Б.В. Иогансона:

Больше информации о художнике можно узнать здесь: