Михаил Ларионов

Михаил Федорович Ларионов (1881-1864)

Михаил Федорович Ларионов — выдающийся российский художник XIX-XX веков, неопримитивист и авангардист, основоположник лучизма. Михаил Ларионов за долгую жизнь неоднократно экспериментировал с творческими стилями и направлениями — то увлекался поздним импрессионизмом, изображая на картинах кусты сирени и купальщиц, то делал простые зарисовки из солдатской жизни или вовсе откладывал живопись в сторону, на время превращаясь в сценографа и хореографа парижских театральных постановок. Но наиболее известен он созданием нового, революционного для своего времени, стиля. Ларионов утверждал, что все предметы, живые и неживые, излучают свет, отражающийся от других объектов, и именно эти лучи пытался запечатлеть в своих работах. Он первым в России заявил, что можно не просто иначе писать существующие предметы, но и отражать в картинах нечто несуществующее. 

Михаил Ларионов родился 3 июня 1881 года в Тирасполе, Херсонской губернии в семье военного врача. Здесь он провел детские годы и неоднократно возвращался на родину в зрелом возрасте для написания летних этюдов. Когда мальчик подрос, семья переехала в Москву, и в 1898 году Михаил поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За конфликты с преподавателями и «аморальные» изображения голых женщин был исключен из училища и смог восстановиться только спустя несколько лет, закончив обучение лишь в 1910 году. Начало творческого пути Ларионова — это великолепные импрессионистские пейзажи родных просторов Бессарабии, уютные уголки деревенских садов и покосившиеся домики на узких улочках. Эти картины наполнены светом и жизнью, они демонстрируют высокое мастерство и истинное чувство цвета мастера. 

В 1906 году художник отправился в Париж, выставлять работы на русской экспозиции Осеннего Салона. Картины были приняты публикой благосклонно, но для Ларионова это уже не имело значения — он был поражен Парижем, а еще больше — новыми направлениями в живописи, навсегда повлиявшими на его стиль. Мастер любовался работами современных авторов, в частности, фовистов, а вернувшись в Россию начал писать в кардинально новом для себя жанре, который назвали неопримитивизмом. Ларионов утверждал, что вдохновляться нужно у детей, писал искренне и честно, изображал сцены из обычной жизни, в частности, солдатской. Многих зрителей шокировала прямота, даже вульгарность работ, но мастера это не останавливало. Впрочем, удивляться примитивности картин Ларионова оставалось недолго — уже в 1912 он подарил миру лучизм. 

В некоторых его произведениях предметы вполне узнаваемы — вот петух, там колбаса, а это явно желто-зеленый осенний пейзаж. В других — о происхождении объектов и вообще их наличии остается только догадываться. Эти работы динамичны, наполнены жизнью, цветом и светом, стирается грань между холстом и смотрящим на него, будто линии живут вне пространства. 

В России Михаил Ларионов проживал до 1914 года. Отправившись в Париж рисовать декорации для балетной антрепризы «Русские сезоны» по приглашению Сергея Дягилева, остался здесь навсегда. Декорации, впрочем, оформить успел, и даже поработал сопостановщиком-хореографом и сценаристом. В 1914, после начала Первой мировой войны, отправился на фронт, где получил ранение. Хотел вернуться в Россию в 1918 году, но посчитал, что это слишком опасно. 

С первой женой, художницей Натальей Гончаровой, приходившейся двоюродной правнучкой супруге Пушкина, живописец познакомился еще в училище. Она сопровождала мастера всю свою жизнь, активно поддерживала его творческие идеи. Пара придерживалась свободных взглядов на отношения. Художники прожили более 45 лет вне брака, скрепив союз штампом только в 1955 году ради наследства. В 1962 г., после смерти Натальи, Ларионов женился на Александре Томилиной, которая была его любовницей более 30 лет. Наталья об их отношениях знала и также неоднократно встречалась с другими мужчинами. Живописец умер своей смертью в 1964 году 10 мая. Михаил Ларионов, Наталья и Александра похоронены в одной могиле.

Творчество:

Ларионов создал множество портретов Натальи Гончаровой. Среди них – полученный в 1961 в дар от поэта, преподавателя балета, переводчика Владимира Морица «Портрет Н.С. Гончаровой» 1915 года. Это произведение - своеобразный «парадный портрет» эпохи футуризма. Художник не столько пишет, сколько «делает» его из разных материалов – ткани, краски, кожи, фрагментов театральных афиш, опилок , превращенных в какие-то золотые крошки, и …волос, возможно, пожертвованных самой Гончаровой. 
«Портрет Н.С. Гончаровой» 1915 года – отражение ее парижского триумфа, когда после успеха оформленного ею «Золотого петушка», она в одночасье из никому не известной московской художницы она превратилась в знаменитого театрального художника. Это не портрет любимой женщины – а «любимого художника», имидж которого Ларионов многие годы создавал продуманно и планомерно. Когда-то влюбленная Гончарова писала ему: «Я – твое произведение..» . Вряд ли это справедливо по отношению к ее самобытному, ничуть не похожему на ларионовское, искусству, но «образ художницы Натальи Гончаровой» – бесспорно, принадлежит Ларионову.

Галерея М. Ларионова:


"Женщина на скамейке"

"Портрет поэма Велимира Хлебникова"

Больше информации о художнике можно найти здесь: