Юрий Иванович Пименов

Юрий Иванович Пименов (1903-1977)

Юрий Иванович Пименов — советский, российский художник-живописец, график, сценограф, плакатист. Академик АХ СССРНародный художник СССР, Лауреат Ленинской премии и двух Сталинских премий второй степени.

Родился в 1903 году в Москве в семье помощника присяжного поверенного Ивана Васильевича Пименова и Клавдии Михайловны Пименовой, происходившей из московского купеческого рода Бабаниных.

В 1915 году по рекомендации гимназического учителя рисования Алфёрова его устроили в Замоскворецкую школу рисования и живописи.

В 1920—1925 годах учился во ВХУТЕМАСе на живописном и полиграфическом факультетах у В. А. Фаворского и С. В. Малютина. С 1923 года работал в журналах: делал иллюстрации для журналов «Красная нива», «Прожектор»; затем — «Самолёт», «30 дней», «Советский экран» и других. Однако на первом месте в это время для него была станковая живопись; по окончании учёбы в 1925 году он стал одним из учредителей Общества станковистов (ОСТ). 

В ранний период испытал большое влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет надрывно-драматическую остроту лучших его картин этих лет: «Инвалиды войны», «Даёшь тяжёлую индустрию!»; «Солдаты переходят на сторону революции».

В 1932 году вышло «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций», которое сразу прекратило деятельность всех объединений, в том числе и «Изобригады»; для Пименова наступили тяжёлые времена. Результатом стала переоценка Пименовым своего творчества. В 1930-е годы главной темой его творчества стал город; в 1937 году он создал одно из самых известных своих произведений – картину «Новая Москва», в которой в полной мере раскрылась обновленная, более светлая, свободная манера живописи художника. Он перешёл к обновлённому импрессионизму, исповедуя творческий принцип «прекрасного мгновения», лёгкого и артистичного образа-впечатления. Работал в театрально-декорационном искусстве, занимался иллюстрацией книг, монументально-декоративными работами. За панно «Стахановское движение» для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже получил золотую медаль. Стал мастером рекламного киноплаката, в котором использовал элементы станкового искусства.

В 1936—1937 годах преподавал в московском Институте повышения квалификации художников-живописцев.

В 1941—1945 годах он работал в Окнах ТАСС. В 1943 году был командирован на Северо-Западный фронт, в район Старой Руссы и в Ленинград; создал серию произведений на военную тематику. Другой главной темой в его в это время стало изображение героев тыла. В 1949 году как художник он работал на съёмках фильма «Кубанские казаки».

В 1945—1972 годах преподавал на художественном факультете во ВГИКе, профессор с 1947 года. В 1954 году избран членом-корреспондентом, в 1962 — действительным членом Академии художеств СССР. Член Союза художников СССР.

Творчество:


«Новая Москва» - наиболее известная и любимая зрителем работа Юрия Пименова, «одна из самых удивительных по своей неувядаемой свежести», была создана летом 1937 года для Всесоюзной художественной выставки «Индустрия социализма». К этому времени художник определился с самыми важными для его искусства темами: жизнь Москвы, которую он знал и любил с ранних лет, меняющаяся современность, всегда подсказывающая новые сюжеты. Очень скоро картина была причислена к классическим произведениям советского искусства. И сегодня она покоряет радостным ощущением жизни, движения, открывающихся перспектив. 

Для образа девушки в кабриолете Пименову позировала его жена и любимая модель, в то время ожидавшая первенца. Городской пейзаж воспринимается сквозь призму лирического чувства: омытая летним дождем, утопающая в жемчужном сиянии, праздничная, идеальная Москва – пространство надежды и веры в будущее. В новизне и выразительности композиции сказывается ОСТовское прошлое художника: мы смотрим на город словно через объектив камеры, установленной на заднем сиденье движущегося автомобиля. Эта модернистская оптика сочетается с импрессионистическим видением. Автор выбрал для своей картины остросовременную тему. Новый для живописи 1930-х годов образ автомобилистки появился в его творчестве не случайно. За год до создания полотна 45 участниц большого автопробега имени Сталинской конституции доказали, что женщина-водитель – это характерная примета новой реальности, а не уникальное явление.

"Солдаты переходят на сторону революции"

Рассматривая эту картину, зритель попадает в круговорот драматических событий. Взгляд цепляется за страшные гримасы на лицах трех главных персонажей, отражающие весь спектр эмоций — от отчаяния до экстаза, соскальзывает на призрачные образы мертвых немецких солдат, узнаваемых по шлемам-«тазикам», вдруг «нащупывает» пристрелянных белых лошадей на фоне почти мунковского пейзажа.

Резкие цветовые контрасты, композиционная насыщенность, нервная острота психологического состояния героев — ощущение, что Пименова переполняют эмоции, он не может остановиться на одном конкретном сюжете. Для него колючая проволока на переднем плане так же важна, как и ветка сирени в руке смеющегося солдата. И в этом есть попытка передать собственные смешанные ощущения от времени и реальности происходящего.

Картина «Воспоминания о пайковом хлебе» написана в 1962 году и входит в самую известную серию Пименова «Новые кварталы». Перед зрителем раскрывается большой нарратив: новые дома и радостная жизнь стали возможны только после того, как страдания и ужасы войны, разрушенные города и семьи остались в прошлом.
Будто в напоминание о любимых ОСТом принципах монтажа, в работе «Воспоминания о пайковом хлебе» Пименов создает «вклейку»: на мольберте художника стоит картина, которую он пишет в назидание современникам и потомкам. Зритель наблюдает за процессом создания картины.
У картины с мольберта есть реальный прототип, куда менее известный: в 1941 году Пименов написал произведение «Военный хлеб». В своей поздней картине художник повторяет композицию: мы видим угол булочной, который огибает очередь из женщин, мужчин, детей. На улице зима, и сугробы в половину человеческого роста. Лица людей живые, эмоциональные, взволнованные, и кирпичная стена дома с обшарпанной штукатуркой и обломанной водосточной трубой, в котором расположена булочная, такая живописная!
В «Воспоминаниях» эта витальность пропадает. Наоборот, работа на мольберте приобретает монохромный вид, головы людей поникли, невозможно поймать взгляд и разглядеть лица, и контраст с радостной современностью ощущается куда значительнее. Более того, в своей новой работе Пименов нагнетает обстановку, размещая на заднем плане остов разбомбленного дома. В работе 1941 года и дом, и церковь пока еще целы.
Военные работы Пименова почти всегда изображают зиму, никогда не лето и не весну. Исключением не стала и картина «Воспоминания о пайковом хлебе»: в «прошлом» остаются холод и голод, а сегодняшний день — солнечный и очень светлый.
Галерея Ю.И. Пименова:
"Свадьба на завтрашней улице"
«Даешь тяжелую индустрию!»
"Бумажные цветы и первоцветы"