Василий Иванович Суриков

Василий Иванович Суриков (1848-1916)

Василий Иванович Суриков  русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств. Василий Суриков родился в Красноярске

В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Сухой Бузим и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви. В 1859 году в Сухом Бузиме от туберкулёза умирает отец Василия Ивановича. Мать с детьми возвращается в Красноярск. Денег не хватает — семья сдаёт в аренду второй этаж своего дома.

Начал Суриков рисовать в раннем детстве. Первым его учителем стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

11 декабря 1868 года Суриков с обозом П. И. Кузнецова выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Он не смог поступить в Академию художеств и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников, после чего поступил в Академию Художеств. С 1869 по 1875 год учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова

Суриков получил заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву.

Суриков никогда не брал заказов на портреты, но часто отправлялся от портретного образа в своей дальнейшей, чисто творческой работе. Однако, целый ряд суриковских портретов не имел такого служебного значения, их художник не включал в свою работу над картиной. 

Суриков любил оперу, увлекался музыкой. Музыка оказывала большое влияние на его творчество. Василий Иванович Суриков учился мастерству исполнения на гитаре у своего друга — гитариста Федора Федоровича Пелецкого, и часто они самозабвенно играли пьесы для двух гитар.

Творчество:

«Боярыня Морозова» — один из главных шедевров великого русского художника Василия Ивановича Сурикова. Живописец изобразил события XVII века, когда мятежницу везли на допрос в Чудов монастырь. Ключевую роль в композиции играет образ Феодосии Прокофьевны Морозовой. Черное одеяние выделяет ее из пестрой толпы. Боярыня сидит, слегка откинувшись назад и ухватившись за боковину розвальней рукой. Другую она подняла в двуперстном крестном знамении, словно прощаясь со старой Русью. От исступленного, обескровленного лица невозможно оторвать взгляд: глаза мечут молнии, брови сурово сдвинуты, пересохшие губы полуоткрыты. Сани с узницей — аллегория религиозного раскола общества — разрезают толпу на две части. Все внимание устремлено к бунтарке, она же глядит поверх голов на икону.

"Утро стрелецкой казни"

Творчество Сурикова – вершина русской исторической живописи второй половины XIX века. Художника интересуют переломные моменты в судьбе народа. Тема картины – подавление Петром I стрелецкого бунта 1698 года в Москве и казнь мятежников. В казни принимал участие сам Петр и его приближенные. Суриков намеренно вопреки реальности сближает собор Василия Блаженного и кремлевскую стену, делая пространство Красной площади тесным, давящим. Это усиливает основную психологическую коллизию полотна – дуэль взглядов Петра и стрельца с рыжей бородой. Но чем ближе к фигуре царя, тем очевиднее, что энергия сопротивления сходит на нет. Логика истории на стороне Петра.

Галерея В.И. Сурикова:

"Переход Суворова через Альпы в 1799 году"


Больше информации о художнике можно найти здесь: