Иван Николаевич Крамской

Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

Иван Николаевич Крамской — русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик. Он родился в семье писаря.

Увлекался рисованием, в возрасте пятнадцати лет поступил учеником к иконописцу. После окончания Острогожского уездного училища был писарем в Острогожской думе. Земляк Крамского Михаил Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского. В 1856 году Крамской переехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Ивана Александровского.

В 1857 году поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Алексея Маркова.

Во время окончания Академии, был участником "Бунта Четырнадцати", из-за чего так и не окончил Академию Художеств. В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской вместе с художниками Б. Б. Венигом и Н. А. Кошелевым.

В 1863—1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием основных идей народников Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности. Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне».

Продолжатель гуманистических традиций А. А. Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», «Неизвестная» и другие.

Народная ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило расположенное к народу искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века. Популярность Крамского-портретиста росла, у него становилось все больше сторонников, в том числе среди членов императорской фамилии. Это обеспечило художнику довольно безбедное существование. Всего им создано более 700 полотен в этом жанре.

Творчество:


"Неизвестная" - одна из самых знаменитых картин Ивана Николаевича

Зрителя интригует и сама героиня картины, и ее название. Изображена молодая женщина в коляске на фоне Аничкова дворца в Санкт-Петербурге. Женщина не столько красива, сколь эффектна, "шикарна". Ее костюм, соответствующий новейшим тенденциям моды того времени, выдает принадлежность к "дамам полусвета". Крамской подчеркивает некоторый демонизм черт героини – чувственные губы, глаза, подернутые поволокой, густые, с ломаным изгибом брови. Тема красоты порока станет модной у последующего поколения русских художников. Картина написана необычайно светло, сочно, раскованно; Крамской явно стремится блеснуть своим незаурядным живописным мастерством.

"Христос в пустыне
Отдавая большую долю сил портрету, Иван Николаевич Крамской, тем не менее, считал себя портретистом поневоле: он связывал понятие «творчества» с созданием картин, несущих в себе общезначимый, общечеловеческий смысл. Две главные для искусства ХIХ века идеи – «идея личности» и «идея мессианства» – красной нитью проходят через все творчество Крамского. Еще в юности огромное влияние на художника оказал А.А. Иванов и его подвижнический путь в искусстве. В своем центральном произведении «Христос в пустыне», продолжая гуманистическую традицию Иванова, он трактует религиозный сюжет в морально-философском плане.

Картина стала «гвоздём» 2-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок, вызвав множество откликов в печати, неумолкающие споры, недоуменные вопросы. Обращал на себя внимание отход Крамского от традиционной иконографии «Искушения Христа», обычно понимаемой как тема противостояния Спасителя и Сатаны. Поражал и сам образ Иисуса, столь далекий от церковной традиции и классического европейского искусства. 

Авторская интерпретация личности Христа оказалась остро современной. Герой картины Крамского – мужественный, суровый, требовательный, аскетичный. Это Христос эпохи «хождения в народ» интеллигенции 1870-х годов, чрезвычайного напряжения и обострения нравственного чувства в обществе. Образ Христа выражает не состояние выбора, а концентрации, готовности принять на себя искупительную жертву за грехи человечества, сознание тяжести этого бремени и решимости следовать начертанному пути. В образе Христа художник представил состояние напряжения всех духовных сил человека в момент постижения им своей судьбы.

Композиция, выстроенная с безупречной логикой, подобна математической формуле. Монументальная фигура Христа вырисовывается на фоне предрассветного неба. Линия горизонта делит холст на две равные части – мир дольний, земную твердь, каменистую «пустыню», погруженную в тень, мертвую и холодную, и мир горний, освещенный лучами предрассветного солнца, мир света и надежды, символ будущего преображения. Ровно на границе этих двух миров в геометрическом центре картины находятся сомкнутые в замок кисти рук. Замок рук и лицо Христа, находящиеся на одной оси круга, – зрительные и смысловые центры картины. Этот круг – зона наибольшего «напряжения», эпицентр свершившейся драмы мысли и чувства, победы человеческого духа, воли, разума над хаосом, злом, пороком. Христос Крамского – символ этой победы вселенского значения и напоминание о ее огромной цене.

Галерея И.Н. Крамского:

"Русалки"

Больше информации о художнике можно найти здесь:

Реализм