Особенности русской живописи XIX-XX веков.

 

Особенности русской живописи XIX-XX веков.

История культуры народа — это основа его будущего страны. Она развивается непрерывно, сегодняшние нововведения основываются на том, что было создано в прошлом. Русская живопись известна в мире не меньше литературы, а XIX и XX века считаются одними из самых уникальных в мире.

Направления в Русской живописи XIX века.

XIX века называют Золотой век русской культуры.

В первой половине XIX века активно развивались все культурные направления: литература, архитектура, живопись. Эта эпоха отмечена множеством имен, которые известны во всем мире. В XVIII веке в живописи преобладал классицизм, поэтому первые картины художников XIX века создавались в этом стиле. Впоследствии это направление стало официальным и поддерживаемым только Петербургской Академией художеств, а творцы перешли к романтизму.

В России этот европейский стиль приобрел свою индивидуальность и красочность. Главное положение романтического направления о том, что центр искусства — это изображение личности, мыслей человека, его характера. Однако впоследствии романтизм приобрел героический характер (борьба против Наполеона Бонапарта, Отечественная Война 1812 года), а в эпоху Николая I — трагический (Восстание декабристов 1825 год,  многочисленные войны (Крымская война 1853-1856 года)).

Во второй половине XIX века живописцы стали больше уделять внимание реализму, создавали картины с сюжетами народного быта и жизни крестьян. Искусствоведы выделяют в этом направлении художников В. Г. Перова и И. Е. Репина. Активное распространение в этот период получил жанр портрета как символ связи между художниками, их знаменитыми современниками и обществом.

Новые направления в русской живописи XX века.

Первые десятилетия 1900-х годов известны как Серебряный век русской культуры. XX век начинается с организации «Мир искусства», которая возникла в 1898 году и объединила десятки мастеров кисти.

Многие творцы этого времени стремились отыскать в жизни поэтические стороны, поэтому реализм постепенно начал отходить на другой план, а в картинах — чаще появляться пейзажи. Эти веяния наиболее прослеживаются в творчестве Б.М. Кустодиева и М.В. Нестерова. Многих привлекали исторические темы, но больше внимания они старались уделять народным праздникам и русским обычаям, проявлениям национального характера (Празднование Масленицы, Ивана Купалы). Но некоторых привлекали сами пейзажи (деревья, луга, села и их жители).

Также в начале XX века постепенно начался переход к новому направлению, которое охватило многие культурные сферы — авангардизму. В критических статьях этот термин трактовали, как антиреализм, полное противопоставление предыдущему течению. В рамках этого стиля стали развиваться модернизм, экспрессионизм, абстракционизм.

Русская живопись XIX-XX веков многогранна и изменчива настолько, насколько быстро сменялись исторические события, государственный строй и отношения жителей к власти. Художники всегда отображали в картинах то, что было актуально и интересно, стремились запечатлеть все значимые явления.


Источник: http://niv.ru/public/7/osobennosti-russkoy-zhivopisi-xix-xx-vekov/