Примитивизм

Примитивизм — это стиль живописи, в котором художник сознательно использует упрощенные формы, образы и выразительные средства при написании картины. Последователи этого направления пытались противопоставить академическому искусству эмоциональную ясность и лаконичность культуры, не испорченной современной цивилизацией. К примитивизму обращались в своем творчестве как художники-самоучки, так и профессиональные живописцы с классическим образованием. 

Примитивизм как отдельное направление в живописи появился лишь в конце XIX века. Но его истоки хорошо видны в древних культурах. Ясно различимые аналогии с творчеством примитивистов можно найти в наскальных рисунках первобытных людей, артефактах экзотических цивилизаций Африки и Океании. К примитивному искусству также можно отнести многие образцы детских рисунков, средневекового и народного изобразительного искусства. 

Примитивизм появился на волне негативного восприятия многими деятелями изобразительного искусства буржуазной культуры конца XIX века. В тот период в живописи массово возникали новые революционные течения: фовизм; экспрессионизм; кубизм; дадаизм; пуантилизм. Огромный вклад в зарождение примитивизма внесли признанные мастера живописи: Поль Гоген, Анри Матисс, Пабло Пикассо. Черты примитивного искусства использовали в своем творчестве художники групп «Наби», «Мост», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». 

В картинах Поля Гогена четко прослеживается восхищение первобытной чистотой культуры Океании. Пабло Пикассо в определенный период времени после посещения этнографической выставки начал использовать в своих произведениях методы древних мастеров. Искусствоведы того времени отказывались воспринимать примитивизм в качестве полноценного стиля изобразительного искусства. Картины выдающихся примитивистов рубежа XIX-XX веков Анри Руссо и Нико Пиросмани заслужили всемирное признание спустя многие десятилетия. 

Интерес к примитивному искусству периодически возрастал и угасал на протяжении всего ХХ века. Но и сегодня художники часто обращаются к выразительным средствам примитивизма в своих работах. Отличительные черты примитивизма Для опытного искусствоведа не составит труда определить принадлежность конкретной картины к примитивизму. 

К наиболее характерным чертам стиля можно отнести: 

  • отказ автора от использования линейной перспективы (предметы на переднем и заднем плане имеют равные размеры)
  • тщательная проработка как главных образов произведения, так и незначительных деталей фона
  • отсутствие объемности изображения, господство плоских очертаний объектов
  • равномерность освещения всего полотна, отсутствие теней и световых бликов
  • сознательное нарушение пропорций тел при изображении людей и животных
  • одновременное сосуществование в обыденном сюжете реальных и фантастических существ

Несмотря на все перечисленные выше признаки, в работах профессиональных примитивистов четко прослеживается стройность и тщательная продуманность композиции. Этим картины мастеров в корне отличаются от работ дилетантов. 

Больше информации о примитивизме можно найти здесь: