Казимир Малевич

Казимир Северинович Малевич (1879 - 1935)

Казимир Северинович Малевич — советский живописец-авангардист, творивший в XX веке, теоретик искусства, ставший основателем супрематизма — важного направления абстракционизма. Казимир Малевич получил всемирную известность как автор «Черного квадрата». 

Казимир Северинович Малевич родился в украинской столице в 1878 году в семье управляющего заводом по производству сахара. Его отец и мать имели польское происхождение. У них было 14 детей, но лишь девять братьев и сестер художника дожили до совершеннолетия. Казимир, который был старшим ребенком, часто ездил с отцом по службе. На всю жизнь он запомнил красоту украинской природы и тяжелую жизнь крестьян. Казимир Малевич, будущий мастер авангарда, с пятнадцати лет много рисовал, он даже поступил в местную художественную школу. С группой энтузиастов Казимир Малевич открыл в городе художественный кружок, но этих занятий ему показалось недостаточно. Уже в 1905 году он в первый раз подает документы в столичное училище живописи. 

Перебравшись с семьей в Москву, Казимир Малевич начинает заниматься у Ивана Рерберга, основателя Московского Товарищества художников, который считался одним из важнейших лиц в столичном мире искусства. До 1910 года Казимир Малевич довольно часто демонстрирует свои произведения на мероприятиях Товарищества. Он много времени проводит в живописном селе Немчиновка. Это место авангардист впоследствии назовет своим любимым, здесь он найдет и последнее пристанище. 

Супрематизмом художник-абстракционист называл наивысший уровень развития искусства, освобожденного от всего лишнего. Впервые он использовал этот термин применительно к большой группе своих работ, выставленных на питерской экспозиции «Ноль-десять» в 1915 году. Среди почти сорока картин автора был и «Черный квадрат». Несмотря на кажущуюся простоту этой работы, химический анализ подтвердил, что автор использовал не одну, а три краски. Все они были самодельными — жженая кость, темная охра и натуральный состав насыщенного зеленого цвета. К ним художник добавил обычный мел, чтобы избавиться от специфического глянцевого эффекта, присущего работам, выполненным масляными красками. В 20-х годах прошлого столетия Казимир Малевич активно вел преподавательскую работу в Киеве, выставлял свои картины в Германии, России и Польше. В 30-х годах художник работал в Русском музее. В 1935 году после тяжелой болезни знаменитый авангардист скончался. Его прах захоронен возле поселка Немчиновка. 

Творчество:

"Черный квадрат" - картина Казимира Малевича является одним из самых обсуждаемых в кругу искусствоведов произведений живописца. Мрачный четырехугольник имеет сложную интерпретацию. Ни одна из его сторон не параллельна противоположной, а колористика получена путем смешения разных цветов. Контрастная комбинация черной фигуры на белом фоне придает значимость изображению и определенный динамизм. Автор предлагает зрителям покинуть пределы традиционного восприятия, глубже взглянуть на общечеловеческие проблемы. Концептуальное произведение Малевича представляет собой основной супрематический элемент, точку нулевого отсчета в искусстве.

"Черный круг" 
Работа является составляющей частью триптиха, в который, помимо "Черного круга" входят известные "Черный квадрат" и "Черный крест". Объединив простейшие геометрические фигуры квадрата, круга и креста К.Малевич обращает свое искусство к традиционным символам Вселенной, трактуя их в избранном им супрематическом стиле. Взятые в абсолютной "чистоте", как некие первоосновы языка, они равнозначны живописным формулам, которые в сознании художника имеют сакральный смысл. В супрематических композициях художник трансформировал обыденное бытие человека на земле, помещая его как часть Вселенной в беспредметную среду. Художник рассматривал супрематизм как новую философию, целью которой является освобождение сознания, обособление воли от интеллекта. В своей статье "Кубизм" художник писал: "Нити ума, словно звук, присасывались к вещам, образуя собой целую сеть паутины, в которой запутывается сознание". Впервые К.С. Малевич применил термин "супрематизм" к большой группе своих картин с изображением геометрических абстракций, включая и триптих, выставленных на Петроградской футуристической выставке "ноль-десять" (1915). Тем самым он выражал свое понимание соотношения Человека и Вселенной. Человеку была дана возможность жить в раю и созерцать вечное, божественное, "построенное без помощи науки, университетов, грамоты... Он не выдержал этой системы и теперь в наказание трудится, пытаясь добиться совершенства и приблизиться к Богу...".

Картина "Жницы" относится к «крестьянскому» периоду жизни Малевича. Он был уверен, что крестьяне не могут существовать без религии и икон, поэтому на картинах этого цикла мы чувствуем влияние принципов, применявшихся в русской иконописи.

На полотне можно увидеть женщин, которые занимается сбором урожая. Художник постарался показать настоящую сельскую жизнь, как тяжело было работать в поле. Это можно увидеть на лице женщины, изображенной на переднем плане.

На заднем плане виднеется Никольский храм, выстроенный в селе Ромашково. Там любил работать и отдыхать знаменитый художник. Более того, он попросил похоронить его именно в этих местах.

Галерея К. Малевича:

"Точильщик"