Супрематизм

Супрематизм — это стиль и направление авангардного искусства первой трети XX века, основанное на философской концепции Казимира Малевича. Художник считал анахронизмом любую предметную живопись, а задачу творца видел в умении запечатлеть на полотне саму сущность искусства, не прибегая к помощи конкретных образов. Яркие конструкции приверженцев супрематизма отражали эстетические переживания, которые дает энергетика окружающего мира художнику, сумевшему подняться над действительностью. 

Супрематизм получил свое название от латинского слова supremus, что значит наивысший. В самом начале существования новой художественной системы под этим термином понималось превосходство цвета над всеми остальными компонентами живописи как лучшего средства передачи энергетики. Парящие супрематические композиции из геометрических фигур уводят зрителя в параллельные пространства, в которых господствует духовное начало и нет ничего материального. 

Супрематизм понимался Малевичем как высшая форма искусства, сущность которого — беспредметность, осмысленная через ощущения. Концепция новаторского направления заключалась в отказе художников от рационального, разумного восприятия мира, что давало им возможность шагнуть в «четвертое измерение», а открывшиеся перед ними картины запечатлеть с помощью супрематических знаков. Идея о том, что материальные образы не имеют ничего общего с сущностью мироздания, сама по себе была далеко не новой. Во многом представления Малевича о параллельном пространстве были схожи с индийским верованием в Абсолют — безликую эманацию, сотворившую некий феноменальный мир, на слияние с которым были направлены духовные практики брахманов. Адепты восточной религии искали путь туда через медитацию, супрематисты — через искусство. 

Идея основывалась на том, что внешняя оболочка предмета — это скорлупа, скрывающая его суть, а цель художника — увидеть эту суть и донести ее до зрителя. Прежний подход к живописи объявлялся устаревшим, а картины с материальными образами — не соответствующими требованиям современности. Предметное искусство вторично, поскольку содержит лишь образы ощущений, тогда как супрематизм передает сами ощущения в их чистом виде. Квадрат Казимир Малевич считал первоосновой и самым главным своим открытием. В изображении геометрической фигуры художник мог выразить любые чувства, которые он испытывал, пребывая в разных эмоциональных состояниях — покой, движение, мистические переживания. Картина «Черный супрематический квадрат», как никакая другая, передает ощущение метафизической бездны, той «пустыни небытия», где нет объектов и отсутствуют границы. 

Полотно «Черный квадрат», представленное на выставке футуристов «0,10» в 1915 году, за свою историю не раз критиковалось скептиками и вызывало непонимание неискушенной публики. В немалой степени это объясняется тем, что ни одна репродукция не способна в полной мере передать чувства, которые вкладывал художник в свое творение. Между тем, ни у кого из присутствовавших на выставке не было сомнений в значении произведения для изобразительного искусства, и реакцию «Черный квадрат» вызывал самую разную — от искреннего восторга до полного неприятия.

После выставки Казимир Малевич собрал вокруг себя сообщество художников-авангардистов, поддержавших его идеи. В объединение под названием «Супремус» входили: Иван Клюн; Михаил Меньков; Иван Пуни; Ксения Богуславская. Просуществовала группа недолго. Отец-основатель требовал от своих последователей неукоснительного соблюдения принципов супрематизма, изложенных им в теоретических трудах. Однако никто из художников не обладал такой же способностью чувствовать энергетику окружающего пространства, и тем более не мог с той же внутренней силой живописным языком рассказать о своих ощущениях. Супрематизм воспринимался ими как направление, по которому каждый мог идти своим путем. Через два года объединение прекратило свое существование, а Казимир Малевич сосредоточил свои усилия на теоретических трудах и преподавательской деятельности.

В теоретических работах он выделял три этапа развития супрематизма: 

  • черный (круг, крест, квадрат) — переход от базисного элемента к рождению новой формы, а затем к движению; 
  • цветной — движение с ускорением; 
  • белый (завершающая стадия) — формы растворяются и теряются на белом фоне, результат — пустой холст как символ чистоты творчества. 
Идеи Казимира Малевича нашли свое применение в интерьере, внешнем облике зданий и даже в разработке моделей одежды. Объемные супрематические символы легли в основу «архитектонов» художника, над которыми он работал вместе с участниками объединения «Уновис» во время работы в училище города Витебска. По его замыслу, материалами для строений будущего должны были стать бетон, стекло, сталь и железо. Влияние супрематизма прослеживается в архетипе объемных объектов 1920-х годов, построенных в стиле «современного движения». Здание типографии журнала «Огонёк» построено по проекту Эль Лисицкого.

Больше информации о супрематизме можно найти здесь: