Эль Лисицкий

Эль Лисицкий (1890-1941)

Эль Лисицкий – российский художник, дизайнер и архитектор, одна из ключевых фигур русского авангарда. Лисицкий, которого часто называют первым российским дизайнером, популяризировал и пропагандировал идеи супрематизма, развивая и трансформируя их в соответствии с собственным видением. Творчество художника оказало существенное влияние на Баухауз и конструктивистов. Его эксперименты с техниками и стилями стали во многом определяющими для графического дизайна ХХ века.

В ранние годы художник делал иллюстрации для детских книг на идише. После знакомства с Казимиром Малевичем полностью посвятил себя супрематизму и его строгим геометрическим формам. Позже стал создавать объемные конструкции, называемые «проунами», тоже в соответствии с супрематическими идеями. Много внимания уделял дизайну и архитектуре, представляя город не как разрозненные здания, а как единый организм. Кроме того, Лисицкий создал серию агитационных плакатов для советской власти.

Он родился в еврейской семье в Российской Империи, которая, помимо прочего, «славилась» антисемитской политикой. Он продвигал не слишком популярные в России идеи супрематизма и конструктивизма. Также почти 20 лет он был смертельно болен. Но, как это ни удивительно, Лисицкому удалось прожить насыщенную, интересную и невероятно творческую жизнь, ни на шаг не отступая от намеченного курса и не предавая своих идеалов.

Когда Лисицкий был ребенком, его семья периодически жила то в Смоленске, то в Витебске. Рано проявив интерес к живописи, Лазарь стал брать уроки у местного художника Юделя Пэна. В 1909 году он попробовал поступить в художественную академию в Санкт-Петербурге, но ему это не удалось, поскольку в то время к обучению в высших учебных заведениях допускалось очень ограниченное число евреев. Поэтому, как и большинство из них, Лисицкий отправился учиться в Германию. Первая мировая война вынудила его вернуться в Россию, но революция и смена власти повлекли за собой по большей части положительные перемены. Лисицкий посвятил себя еврейскому искусству: он устраивал выставки местных художников, иллюстрировал книги.

Эти работы стали мощным толчком в творческой карьере Лисицкого. Благодаря им он знакомится с множеством художников, сыгравших в дальнейшем немаловажные роли в его судьбе. Позже он откажется от еврейского искусства и с головой погрузится в супрематизм. Он будет участвовать в огромном количестве выставок, преподавать в нескольких художественных учебных заведениях, сотрудничать с Баухаузом и группой «Стиль», иллюстрировать книги, примкнет к художественной группе Малевича «УНОВИС», и при всем этом еще будет находить время на агитационную продукцию для советской власти. Наверное, именно поэтому Лисицкого не коснулись «кровавые чистки» сталинского режима. Тем не менее, художник, который считал себя в первую очередь архитектором, оставил гораздо более яркий след в Европе, чем в России. Его идеи до сих пор воплощают в жизнь, и сейчас – гораздо охотнее, чем раньше. Вероятно, Лисицкий попросту опередил свое время.

Галерея Э. Лисицкого
"Абстракция в розовых тонах"