Кубофутуризм

В 1909 году в Италии, и сразу после — во Франции, был опубликован «Манифест футуриста», в котором поэт Филиппо Томмазо Маринетти прославлял прогресс, развитие промышленности и механизацию производства, а также выступал против устаревших общественных и культурных институтов. Идеи поэта поддержали миланские художники — в первую очередь, Умберто Боччони, а также Джино Северини, Карло Карра, Джакомо Балла, — которые верили, что все это можно и нужно привнести в современное изобразительное искусство. Исследуя свойства пространства и движения, итальянские футуристы были определенно намерены отправить на свалку истории «битумные оттенки» и «обнаженную натуру». Динамическое ощущение всеобъемлющего движения вперед — вот новый бог, которому стало поклоняться искусство.

В 1914 году Маринетти опубликовал роман «Занг Тумб Тууум», в котором описал один из эпизодов Балканской войны — историю осады болгарами турецкого города Адрианополя, которому был свидетелем в качестве военного журналиста. В этом произведении поэт «обошелся» без пунктуации, синтаксиса и прилагательных, использовав лишь инфинитивную форму глаголов и символы. Динамичность повествования усиливалась графическими решениями книги, различными шрифтами и их дизайном — отличительные приемы футуризма.

Русский футуризм

Движение футуристов в России начало развиваться практически одновременно с итальянским. В 1910 году возникло первое общество футуристов, в которое вошли поэты, писатели и художники Велимир Хлебников, братья Бурлюки, Владимир Маяковский, Василий Каменский и другие. Хлебников величал своих соратников по новому искусству «будетлянами», которое образовал от слова «будет». Участники движения всячески подчеркивали свою независимость от итальянского футуризма Маринетти, попирая старое искусство, отдающее «мертвечиной, пессимизмом, мещанством и пошлостью». В 1910 году «будетляне» стали называться поэтической группой «Гилея». В том же году вышел первый альманах группы — «Садок судей». Книга была напечатана тиражом 300 экземпляров в петербургском издательстве «Журавль» на… обоях трех разновидностей. Как писал Давид Бурлюк, «…всю жизнь вашу пройдем огнем и мечом литературы: под обоями у вас клопы да тараканы водились, пусть живут теперь на них молодые, юные, бодрые стихи наши». Это был вызов профессиональной литературе.

Книга Алексея Крученых «Помада» — один из ярких проектов футуристов. Именно в ней впервые были напечатаны стихи Крученых на «собственном языке» и знаменитое стихотворение «дыр бул щыл». Иллюстрации и текст нарисовал Михаил Ларионов, книга была отпечатана литографическим способом, некоторые листы вырезаны и наклеены на золотистую фольгу. Вышла она всего в 25 экземплярах

«Отец русского футуризма» Давид Бурлюк был замечательным организатором, который сплотил вокруг себя заинтересованных художников и поэтов и умел виртуозно поддерживать внутренние отношения в кругу футуристов. Бурлюк организовывал выставки, писал манифесты, финансово поддерживал друзей и был неистощим на идеи новых акций. Бурлюк постоянно экспериментировал, не стеснялся менять художественный стиль, переходя от импрессионизма к народному искусству, вплетая в свои полотна элементы кубизма и обращаясь к примитивизму. Позже, уехав из России, художник стал первооткрывателем нового искусства в Японии, а позже в США.

Давид Давидович Бурлюк. Помолвка
Эпатаж и позерство, и даже намеренное фиглярство — все эти приемы использовались футуристами весьма широко, от желтой кофты Маяковского до росписи лиц и пучков редиски в петлице. Идеи поэтов подхватили художники — общества «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и Союз молодежи. Главной целью художественного направления футуризма стал окончательный разрыв с академизмом. Как писали Михаил Ларионов и Илья Зданевич в манифесте «Почему мы раскрашиваемся», «…мы объединили искусство с жизнью … мы громко призвали жизнь, а жизнь вторглась в искусство … Живопись наших лиц — начало вторжения».
Больше информации о кубофутуризме можно найти здесь: