Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962)
Наталья Сергеевна Гончарова — одна из немногих женщин-художниц, признанных выдающимися мастерами авангарда. Наталья Сергеевна Гончарова писала картины, занималась графикой, иллюстрировала печатные издания. Творчество авангардистки восхищало современников своим многообразием — она прославилась как талантливый живописец, дизайнер и театральный сценограф, а ее биография стала еще одним примером печальной судьбы представителей русского культурного сообщества, в начале ХХ века навсегда оторванных от Родины.
Наталья Сергеевна Гончарова в своем творчестве стремилась к новаторству. Одна из первых в России она начала писать работы в стиле кубизма и стала пионером лучизма — принципиально нового направления в живописи. Смелый экспериментатор, Гончарова совмещала в своих творениях элементы русской иконописи, искусство евразийских народов и мотивы Древнего Востока.
Наталья Сергеевна Гончарова появилась на свет в родительском имении, которое находилось в деревне Ладыжино Тульской губернии. Дата ее рождения неоднократно оспаривалась историками искусства, но происхождение художницы никогда не подвергалось сомнению. Отец Натальи архитектор-модернист Сергей Гончаров — наследник старинного дворянского рода, уходящего корнями в Петровскую эпоху. По линии деда он находился в родстве с супругой классика русской литературы Натальей Николаевной Гончаровой-Ланской. Бабушка будущей художницы всю жизнь увлекалась живописью и получила определенную известность как неплохая портретистка.
Наталья росла в деревне, много времени проводила на природе и рисовала. Среднее образование она получила в женской гимназии в Москве. После окончания учебного заведения в 1898 году девушка испытывала сильное желание вернуться в родные края, но понимала, что ей нужно получить профессию. Несколько дней Наталья посещала медицинские курсы, но сразу же осознала, что это не ее призвание. Затем Гончарова стала студенткой историко-филологического отделения Московского университета. Там она выдержала всего полгода, так как педагогическая деятельность также не привлекла творческую натуру девушки.
Только в середине 1900-х годов молодая женщина нашла свое призвание, поступив на скульптурное отделение Московского училища живописи, зодчества и ваяния. В этот период она встретила своего друга, единомышленника и будущего супруга — Михаила Ларионова. Художник тогда учился на втором курсе МУЖЗВ. Искусствоведы предполагают, что именно он уговорил Наталью оставить скульптуру и заняться живописью после их совместной поездки на Крымское побережье в 1903 году. На пленэре Наталья писала акварели и пастели в стиле импрессионизма, которые имели успех у коллекционеров.
В 1904 году скульптуры Гончаровой получили серебряную награду на студенческой выставке, что не помешало ей перевестись в класс живописи Константина Коровина. На протяжении нескольких лет под руководством наставника Наталья писала пейзажи в технике пастели. Однако идеи Ларионова со временем захватили молодую художницу. Уже в 1907 году она серьезно увлеклась неопримитивизмом, что отразилось на ее творчестве. Гончарова сознательно упростила свой стиль, сделав акцент на плоскостных решениях.
В среде футуристов Гончарова стала настоящей знаменитостью и ввела в моду авангардистские рисунки на лицах и свободные рубахи. Именно тогда о ней заговорили как об «эталоне эпатажа». С подачи Михаила Ларионова Гончарова вступила в основанное другом художественное общество «Ослиный хвост» и одна из первых примкнула к кубистам. Наталья не считала стиль новым словом в искусстве, зато ее по-настоящему увлек придуманный Ларионовым лучизм. Благодаря совмещению особых приемов цветопередачи, формы и пространства все изображения представали перед зрителями в виде отраженных от предмета лучей.
В 1913 году художница участвовала сразу в нескольких выставках, где представила около восьмисот живописных, скульптурных и дизайнерских работ. Наконец, талант Гончаровой признали критики, а одну из ее картин приобрела Третьяковская галерея. Тогда же Сергей Дягилев пригласил Наталью Сергеевну принять участие в оформлении спектаклей «Русских сезонов» в Париже. Во время визита во Францию гражданские супруги устроили совместную выставку в галерее арт-дилера Поля Гийома, восторженно принятую французской прессой.
С началом военных действий в Европе в 1914 году пара ненадолго вернулась в Россию. За полтора года авангардистка успела выпустить серию мистических литографий о войне, поработать в Камерном театре над декорациями к пьесе Карло Гольдони «Веера» и организовать персональную выставку. В 1915 году по настойчивому приглашению Дягилева Наталья вместе с гражданским супругом окончательно переехала в Париж.
Все время Наталья Сергеевна не оставляла занятия живописью и участвовала в выставках, однако ее новые работы отражали страдания, которые переживала художница в связи с разлукой с Родиной и семейными неурядицами. Имя авангардистки постепенно теряло известность, и супруги испытывала финансовые затруднения. В период нацистской оккупации она жила в Париже, а в послевоенные годы часто оставалась в одиночестве и страдала от ревматизма. Ларионов постоянно уезжал в зарубежные командировки, чтобы выполнять частные заказы.
Престарелые художники официально оформили свои отношения только в 1955 году. Несмотря на болезни, Наталья продолжала работать над декорациями, так как средств на жизнь катастрофически не хватало. Интерес к творчеству пары вновь пробудился в начале 1960-х. Музеи активно покупали их картины, но деньги уже не могли вернуть здоровье. Наталья Сергеевна скончалась 17 октября 1962 года на восемьдесят втором году жизни и была похоронена на кладбище «Иври Паризьен».
Творчество:
"Портрет Ларионова и его взводного"
Весной 1911 художник Михаил Федорович Ларионов находился на военной службе под Москвой. Впечатления от армейской жизни отразились не только в его собственном творчестве, но и в творчестве Н.С. Гончаровой. Данный портрет перекликается с так называемой солдатской серией Ларионова и при этом передает все особенности зрелой творческой манеры художницы: стремление к экспрессии и монументальности, остроту живописного восприятия, подчеркнутую в этом полотне контрастом грубых мужских фигур и нежной цветущей ветки. Вместе с тем в картине своеобразно преломилось воздействие древних культур, интерес к которым прямо декларировала художница, в частности, древнеегипетской пластики, различимое в утяжеленной статичности двух профильных фигур, в своеобразном фризе палаток-"пирамид" на дальнем плане.Галерея Н. Гончаровой:
"Рождество"
"Натюрморт с магнолией и стаканом"
"Осенний лес"
Больше информации о художнике можно найти здесь: