Владимир Татлин

Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)

Владимир Евграфович Татлин — русский, а также советский художник XX века, график, дизайнер, декоратор. Одна из важнейших фигур русского авангарда, основоположник конструктивизма. Неординарные открытия в сфере искусства сделали творчество Владимира Татлина легендарным. Его картины, выводящие живописную плоскость в трехмерное пространство, несут на себе печать бесспорного таланта. 

Владимир Евграфович Татлин появился на свет в Москве в 1885 году. С раннего детства мальчик увлекался рисованием. После кончины матери осиротевшее семейство перебралось в Харьков, и вскоре отец женился во второй раз. Отношения с мачехой не заладились, и в 13 лет Володя убежал из дома. Он отправился «на юга», в Одессу, где нанялся юнгой на пароход. После возвращения из плавания юноша переехал в Москву, где перебивался редкими заработками.

Владимир Евграфович Татлин в 1902-м поступил в МУЖВЗ, но год спустя его исключили за плохое поведение. В 1904-м, как студент одесской мореходки, он совершает свое второе в жизни плавание. Страстную любовь к морю художник сохранит до конца дней, а полученные в дальних странствиях впечатления пригодятся ему в работе. В 1905-1910 годах молодой человек занимался в Пензенском художественном училище. Его любимым преподавателем был Алексей Федорович Афанасьев, знаток фольклора, известный иллюстратор сказок. Именно в Пензе впервые проявилась недюжинная одаренность, развился творческий потенциал самородка. 

В 1910-м году Владимир Татлин сблизился с лидером художников-авангардистов Михаилом Федоровичем Ларионовым. Тот «заразил» его импрессионистским настроением, которое впоследствии вылилось в пристрастие к традициям неопримитивизма. В этот же период наш герой стал посещать собрания поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова, Владимира Владимировича Маяковского. В последующие несколько лет Владимир Евграфович создает самые значительные свои картины — «Матрос», «Продавец рыб», серию «Натурщицы». Эти работы были гениальны, но рамки станковой живописи были слишком тесны для начинающего художника, и с середины 1910-х годов он обратился к иным видам искусства. 

В 1914 году, пользуясь удобным случаем, Владимир Татлин на несколько дней едет в Париж, где посещает мастерскую Пабло Пикассо. Робея, он прикинулся перед кумиром музыкантом-бандуристом, не имеющим никакого отношения к живописи, но при этом успел внимательно рассмотреть работы великого мастера. Встреча, ставшая для художника эпохальной, вдохновила его на серию «контррельефов» — объемных абстрактных форм, выполненных из разных, абсолютно не сочетающихся материалов. В них за­кладывался язык будущего прикладного ис­кусства. В 1915-ом работы были представлены на легендарной выставке «0,10», подводящей итоги футуризма. Но шедевр Казимира Севериновича Малевича «Черный квадрат» затмил остальные экспонаты, в том числе и контррельефы. 

Глубоко уязвленный Владимир Татлин обвинил соперника в том, что тот украл его идеи. С тех пор отношения между двумя титанами авангарда, «заклятыми коллегами», переросли в длительное противостояние. Татлин призывал к «осязанию», а Малевич интересовался только формой и цветом. Однажды в пылу спора Владимир Евграфович вышиб из-под оппонента стул, посоветовав ему опереться на «геометрию и цвет». 

Октябрьскую революцию Татлин встретил с невероятным энтузиазмом. В период разрухи и голода он упорно трудился над проектом здания-монумента, которое должно было стать символом эпохи. Мечта-утопия — «Памятник III Интернационала» — не была претворена в жизнь, хотя презентацию в ноябре 1920-го посетил сам Владимир Ильич Ленин. В противном случае советские граждане рисковали увидеть высоко в небе вращающуюся спираль 400-метровой высоты с висячими конструкциями внутри… Впрочем, сам автор не замечал в ней никакой странности. 

Позже Владимир Татлин задумал еще один несбыточный проект — летательный аппарат «Летатлин», двигающийся по принципу полета птицы. Формы машины были скопированы с эскизов Леонардо да Винчи. До испытания модели дело не дошло. В 1930-е годы художник полностью посвящает себя театру. Будучи большим оригиналом, он придумал для одной постановки деревянный занавес, а спектакль «Укрощение строптивой» украсил гобеленами в духе Ренессанса. 

За несколько лет до кончины Владимир Татлин покинул театр. Он был невероятно одинок. Гений авангарда умер 31 мая 1953 года в Москве, на его похоронах присутствовало всего 8 человек. Прах художника покоится на Новодевичьем кладбище. 

Творчество:

"Матрос" - автобиографический портрет. В 14 лет Владимир сбежал из дома и устроился работать юнгой на судно. Год юноша плавал в Черном море.

На портрете мы видим юношу. На заднем фоне художник разместил две мелкие фигуры матросов и пушку. Контур имеет жесткую и лаконичную линию, тонко очерчивая фигуру. Мы можем судить о стремительном рисовании картины по нанесению жидкой краски впритирку – встречаются не закрашенные фрагменты. Говорить о том, что это автопортрет можно взглянув на надпись на бескозырке – слово стерегущий написано с ошибкой. Буква «И» перевернута, как будто ее написали в зеркальном отображении. Автопортрет слегка наивен, но выполнен с чувством. Татлин с теплом вспоминал время своей службы на корабле.

Полотно написано темперой. Благодаря этому картина не режет глаз, имеет бархатистую структуру. Для того, чтобы матрос оказался на переднем плане, Владимир Татлин дальний план специально сделал монохромным. Основной образ он разрисовал желтым и синим цветами.

Картина написала под влиянием Михаила Ларионова. Владимир Татлин был художником широкого диапазона. Увлекался проблемами материала в изобразительном искусстве. Утверждал, что зрительное восприятие не может полностью передать результат художественного труда. Взгляды художника Владимира Татлина оказали сильное влияние на творчество других художников, дизайнеров по всему миру.

"Лес" - изображение, состоящее из криволинейных линий и вертикально-наклонных плоскостей, прижимается к переднему плану композиции близко, отчего лес виден только в нижней своей части, где стволы очень толстые. Глубину пространство приобретает благодаря черному фону, который не выглядит глухим – там предполагается все тот же могучий лес. Фигура странника с посохом непропорционально маленькая, однако его поза не выдает растерянности и страха. Художник использовал гармоничное сочетание охристых и оливково-серых цветов для изображения зимней природы и сделал небольшой цветовой акцент именно на путнике, добавив в колорит его одежды киноварь.
"Бал" - картина выполнена в характерных для автора охристых тонах и в целом по композиции напоминает фронтально развернутую декорацию. Тяжелая архитектура – нечто среднее между средневековым замком и культовым сооружением приближена к переднему плану – место, где был или будет бал, пустынно. Одинокая и крошечная по сравнению с нависающими каменными сводами и толстыми стенами фигурка шута в колпаке выглядит беспомощной. Ощущение тревоги усиливается тенями, залегшими в высоких сводах и глубоких нишах.