Конструктивизм

Конструктивизм — это стиль в живописи, фотографии, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве XX века, возникший в России на платформе дореволюционного авангардизма. Позже, после основания СССР, конструктивизм отражал социалистические утопии того времени. Советский живописец Алексей Ган передавал основную цель этого стиля простой формулой: конструктивизм был призван доносить до зрителя коммунистические ценности посредством искусства.

Конструктивизм появился в 1913 году, когда скульптор из России Владимир Татлин совершил путешествие в Париж. Во французской столице на мастера произвели неизгладимое впечатление работы художников Пабло Пикассо и Жоржа Брака. После возвращения в Россию вдохновлённый Татлин начал создавать подобные работы, и можно считать, что новое направление появилось именно в этот момент.
Конструктивизм в первые годы своего существования был представлен картинами с большой долей абстракций. С этой точки зрения он был близок к супрематизму, созданному приблизительно в то же время гениальным Казимиром Малевичем. Художник полагал, что подлинной сутью живописи должна быть полная беспредметность, и первые конструктивисты рассуждали примерно так же. Со временем в новом стиле, однако, появились свои акценты, обособившие его от супрематизма и других направлений. Большой вклад в движении в эту сторону сделали Антуан Певзнер и Наум Габо

Группа авангардистов провела в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе первые выставки картин, написанных конструктивистами. В 1920 году Антуан Певзнер и Наум Габо выпустили «Реалистический манифест», в котором резко выступили против футуризма и кубизма. Авторы критиковали использование объёмов и линий в качестве чисто внешних элементов и провозглашали, что именно такие детали создают «идею глубины», соединяя пространство и время. 

Живописцы, графики и фотографы часто работали в стиле конструктивизм для создания плакатов, которыми информировали общественность о тех или иных событиях. В большинстве случаев эти произведения представляли собой сочетания геометрических фигур, изображённых на чистом холсте. Глядя на них, отчётливо видишь разницу с картинами, выполненными во многих других стилях — например, таком, как реализм. Новый импульс творчеству в 30-х годах прошлого века придал французский художник Франтишек Купка. Он стал одним из создателей общества «Абстракция-Творчество», в котором ратовал за активное использование геометрических элементов в конструктивизме. Купка и другие художники общества экспериментировали со светом и цветом, разработали «объёмно-пластическое видение» и «эффект мерцания». «Абстракция-Творчество» активно пропагандировала конструктивизм, отчего интерес публики к нему значительно увеличился. Современные конструктивисты похожи на начинателей, творивших в первые годы существования стиля, но многим и отличаются от них. Они также стремятся к упрощению, но их произведения адаптированы к человеку нашего времени и его потребностям. 
Можно выделить несколько стилистических особенностей направления. 
  • активное использование художниками абстрактных геометрических элементов, сочетание которых позволяет создавать статичные картины или работы с иллюзией движения. 
  • Конструктивисты часто применяют фотографии, используют в своём творчестве фотомонтаж. Так они стремятся предельно доходчиво донести до зрителей идеи, замыслы и сообщения. 
  • В картинах, написанных конструктивистами, нет объёмных деталей и перспективы. Подавляющее большинство из них имеет плоский, двухмерный вид. 
  • Конструктивисты активно используют не только графические, но и текстовые элементы, комбинируя различные шрифты. С помощью текста художники доносят до публики его буквальное или символическое значение. Язык при этом предельно упрощается, чтобы быстрее донести до народа то или иное сообщение. 
  • Важная часть картин, написанных конструктивистами — обширное белое пространство. Его, в частности, можно найти на многих плакатах, созданных художниками. В картинах доминирует идея построения нового мира. Можно утверждать, что сразу после появления направление было тесно связано с политикой. 
Стиль сплёл воедино живопись, архитектуру, скульптуру, фотографию и многие другие виды искусства. В этом сплетении проявляется «истина материалов», которой придерживаются многие конструктивисты. Мастера стремятся раскрыть истинные свойства разных материалов и продемонстрировать зрителям, как они могут взаимодействовать друг с другом. Применяя приёмы, перечисленные выше, первые конструктивисты преследовали общую цель — выразить динамизм новой жизни, показать свежесть обновления, словом, передать в работах всё то, что они ощутили после русской революции.