Любовь Попова

Любовь Сергеевна Попова (1889-1924)

Любовь Сергеевна Попова  русская и советская художница-авангардистка, график, дизайнер, театральная художница.

Родилась в имении Красновидово в семье богатого предпринимателяПервые уроки рисования брала у художника К. М. Орлова, который был другом её семьи.

В 1906 году переехала в Москву, где получила среднее образование в гимназии С. А. Арсеньевой. В 1908 году брала частные уроки в художественной школе Константина Юона.

В 1910 году Любовь Попова поехала в Италию, где брала частные уроки живописи. В 1912 году посетила Париж, занималась живописью у Ле Фоконье и Ж. Метценже.

В 1918 году вышла замуж за историка искусства Бориса фон Эдинга — автора исследования «Ростов Великий, Углич», вышедшего в серии «Памятники художественной старины».

Попова увлеклась супрематизмом, стала членом группы Казимира Малевича «Супремус», вместе с другими художниками-супрематистами работала в селе Вербовке и Скопцы.

Принимала участие в выставке «5х5=25» в сентябре 1921 года. Кроме Поповой в выставке приняли участие Родченко, Варвара Степанова, Александр Веснин и Экстер. Каждый представил по 5 абстрактных работ. Под впечатлением от выставки художницу пригласил на работу в театр В. Мейерхольд.

Художник-оформитель двух спектаклей Театра им. Мейерхольда в стиле «сценического конструктивизма» — «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка и «Земля дыбом» С. Третьякова по пьесе М. Мартине «Ночь».

Любовь Сергеевна умерла также от скарлатины 25 мая 1924 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

Творчество:

Картину "Путешественник" Любовь Попова, которую величали амазонкой русского авангарда, писала уже в период расцвета своего творчества в 1916 году во время путешествия за границей.

Тонкие линии, которые продуманно соединены с помощью прямых и ломаных линий, треугольников, квадратов и полукругов, формирующих одну общую композицию, вероятно за счет плавных сглаживаний овальных и круглых форм в противовес всем острым предметам. Множественные параллельные и пересекающие грани и плоскости, которые намеренно наложены друг на друга не мешают воспринимать отдельные предметы. В картине можно с легкостью различить буквы складывающиеся в слова, найти на ней лица, цилиндры, волны – они говорят об общности всей работы.

Картина за счет своих сумбурной фрагментарности создает впечатление динамического движения во временном пространстве, как будто бы предметы передвигаются и сейчас вылетят из полотна. Разбросанные фигуры дают ощущение рельефности, которые усиливаются благодаря пластичному исполнению каждой линии.

Работа написана в достаточно сдержанном стиле, который свойственен всем кубистам. Идея картины заключается в передаче через сумбурный образ путешественника впечатления от поездок самой Поповой. Казалось бы, зачем на картине нужны буквы и слова "Журналы" и "ГАЗ", но они неким образом связывают с исторической реальностью периода написания данной работы.

В 1916–1918 годах Л. Попова создала серию, насчитывающую около сорока живописных и графических произведений с названием «Живописная архитектоника». Название раскрывало главную задачу конструктивизма в живописи, свидетельствуя о стремлении художницы найти живописное выражение структурных закономерностей конструкции.
Однако, именно в это время Попова испытывала сильное влияние супрематической системы К. Малевича, была членом основанного им художественного общества «Супремус» и пыталась свести воедино художественные принципы супрематизма и конструктивизма.
Отказавшись от идеи парящих в супрематическом космосе форм, Попова уплотняла геометрические конструкции, «сбивала» их в массивные монолиты, сосредоточившись на создании «живописной архитектоники». Выявление ритмического строя элементов, гармонии их пропорций и цветовых сочетаний было нацелено на поиск формулы идеальной композиционной структуры, не имеющей отношения к пластическим законам супрематизма.
В пояснении к серии «Архитектоник» Попова писала: «Живописное пространство строится кулисным взаимоотношением плоскостей. Линия вводится независимо от объема в своем чистом виде как графическое начертание. Цвет играет роль фактурную, и его напряжением определяется построение пространства».

"Человек+воздух+пространство"

Творчество Любови Поповой в период с 1913 по 1916 год может служить классическим образцом русского кубофутуризма, направления, возникшего как результат слияния на русской почве французского кубизма и итальянского футуризма и вместе с тем обладавшего собственной неповторимой спецификой. И все же монументальность, композиционная завершенность и определенность, свойственные именно этому произведению Поповой, а также стремление художницы максимально выявить единство объемно-пространственной структуры, которое в данном случае преобладает над проблемами движения, динамики, позволяют в большей степени соотнести картину "Человек + воздух + пространство" (впервые экспонировавшуюся на выставке "Магазин" под несколько иным названием: "Фигура + дом + пространство") с кубизмом, нежели с футуризмом.
Галерея Л. Поповой:
"Пианист"


"Натюрморт с подносом"


"Композиция с фигурами"

Больше информации о художнике можно найти здесь: