Александр Родченко

Александр Михайлович Родченко (1891-1956)

Александр Михайлович Родченко — русский и советский художник XX века, график, основоположник рекламного плаката и техники коллажа в СССР. Творчество Александра Родченко послужило развитию конструктивизма, картины отражали попытки свести работу живописца к простым линиям, формам, цветовым схемам. А биография выдающегося мастера тесно связана с развитием мировой фотографии.

Александр Родченко использовал в своих работах приёмы диагонального расположения снимка, искал необычные ракурсы, призывал использовать новый взгляд на динамику в кадре. Его часто обвиняли в буржуазности, критиковали за излишнюю смелость, но он свято верил в создание принципиально нового социалистического фотореализма для широких масс.

Александр Михайлович Родченко родился в 1891 году в петербургской семье театрального бутафора. Скромный доход вынуждал родителей вместе с сыном ютиться в крошечной квартирке над сценой. До десятилетнего возраста мальчик рос среди актёров, приобщался к миру искусства.

Нужда заставила родителей Александра Михайловича покинуть столицу. С 1901 года семья проживала в Казани. Художественная школа стала первым по-настоящему серьёзным местом учёбы будущего фотографа, где он проходил основы живописи вместе с классом Николая Фешина. 

Значительное влияние на молодого живописца оказали футуристы во главе с Владимиром Маяковским, посетившие в 1914 году провинциальную Казань. Чтобы быть ближе к новым веяниям искусства, Родченко и Степанова вскоре перебираются в Москву. Здесь будущий фотограф активно включается в культурную жизнь столицы: знакомится с отцом русского авангарда — Владимиром Татлиным, спорит о смысле искусства с Казимиром Малевичем

В творческие планы Родченко вмешивается Первая мировая война: в 1916 году его призывают в армию. Служба завхозом санитарного поезда заканчивается для Александра Михайловича во время Февральской революции 1917 года. Он снимает мундир и присоединяется к профсоюзу художников, получив место секретаря. Тогда же начинается его увлечение фотографией. Самым первым в СССР он оценивает весь потенциал фотомонтажа в деле ведения агитационной работы и иллюстрирования. Александр Родченко много сил кладёт на развитие этого направления, считая его воистину пролетарским искусством. Но рисунку он уделяет внимания гораздо меньше, чем фотографированию. Повторное знакомство с Владимиром Маяковским позволяет ему создать самый знаменитый фотопортрет пролетарского поэта. 

Художник, иллюстратор и дизайнер Александр Родченко считал, что главный приём — это ракурсы, при помощи которых можно донести новые идеи в эпоху строительства небоскрёбов, развития авиации и прочей техники до сознания массового зрителя. Он работает фотокорреспондентом множества журналов, в 1933 году отправляется в секретную командировку на строительство Беломоро-Балтийского канала, откуда по поручению ГПУ привозит снимки заключительных этапов стройки и открытия новой водной артерии. 

После окончания Великой Отечественной войны художник живёт в Москве. Дальнейший творческий путь складывается для него неудачно. Исключение из Союза художников в 1951 году наносит серьёзный удар по карьере Александра Родченко. Он больше не фотографирует, зарабатывает на жизнь оформлением книг, театральных и цирковых афиш. Только энергичным заступничеством супруги, через долгие четыре года, он получает возможность восстановиться в родной организации. Здоровье Александра Родченко к тому моменту уже подорвано. Свою первую в Союзе фотографическую выставку он так и не смог увидеть, скончавшись 3 декабря 1956 года.

Творчество:

"Белый круг"

В своих абстрактных композициях художник варьирует простейшие геометрические фигуры, выстраивает новую изобразительную пространственность. Он использует приемы цветовых и масштабных контрастов, оптические эффекты, которые усиливает фактурная проработка поверхности холста, подчеркнутая логика цветосочетаний. Линия, цвет, пространство – главные компоненты живописной манеры А. Родченко. В 1918 в газете "Анархия" художник заявил, что "упорно изучает проекцию в глубину, высоту, ширину, открывает нескончаемую возможность построения за пределы времени", называет свои произведения "композициями движений окрашенных и проектируемых частей". Совершенно очевидно, что импульс к движению по этому пути художник получил от К. Малевича. Однако в отличие от последнего А. Родченко – большой материалист и, по существу, ближе В. Татлину с его отношением к искусству как ремеслу и процессу творчества как изобретению.

"Линии на зеленом"Художник разработал свой собственный стиль, который назвал «линиизмом», подобно тому, как Ларионов работал в стиле «лучизм»

Галерея А. Родченко:


"Диск и крышка"

«Поэт Владимир Маяковский»

Больше информации о художнике можно найти здесь: